Ноль в помощь

Авиакомпании рассчитывают на отмену НДС на авиаперевозки

Shutterstock
Снижение НДС на внутренние авиаперевозки до 10% позволило авиакомпаниям в третьем квартале сэкономить 7,5 млрд руб., подсчитали в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта. Минтранс думает над обнулением ставки, что может помочь сохранить цены на билеты на прежнем уровне. Однако платежеспособность населения упала настолько, что даже эти билеты с учетом роста цен на гостиницы и питание вряд ли обеспечат хорошую загрузку внутренним рейсам.

Российские авиаперевозчики, переживающие в связи с политическими ограничениями, снижением пассажиропотока и падением спроса не самые лучшие времена, в июле текущего года получили от государства поддержку в виде снижения НДС на внутренние авиаперевозки с 18 до 10%.

Как подсчитали для «Газеты.Ru» в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), за третий квартал 2015 года эта мера позволила авиакомпаниям сэкономить 7,5 млрд руб.

Международные рейсы, напомним, НДС не облагались и ранее.

«Рынок сейчас сужается. В результате санкций сильно просели международные авиаперевозки. Сейчас действуют ограничения на полеты в Египет, Турцию, на Украину. Это в общей сложности 7–8 млн пассажиров в год. Внутренний рынок, наоборот, растет, но, чтобы его развивать, нужно определиться — в какую сторону. И чтобы выдержать этот сложный для авиакомпаний период, необходимо обнулить НДС на внутренние авиаперевозки», — уверен глава АЭВТ Владимир Тасун.

Он напомнил, что, по подсчетам ассоциации,

если НДС на перелеты внутри России обнулят, то сумма, которую сэкономят авиаперевозчики, оценивается в 50 млрд руб. в год..

«Если НДС останется на уровне 10%, то сумма экономии составит около 20 млрд руб.», — считает Владимир Тасун.

Как сообщалось ранее, российское правительство приняло решение поддержать авиакомпании, снизив в июле текущего года НДС на внутренние перелеты с 18 до 10%. Такая ставка НДС была введена до 31 декабря 2017 года. Однако многие авиаперевозчики посчитали эту меру недостаточной для поддержки отрасли. Например, глава «Аэрофлота» Виталий Савельев заявлял, что снижение НДС с 18 до 10% не решит проблем авиарынка.

«Мы считаем: если убирать НДС, то его надо обнулять. Убирая с 18 до 10%, мы ничего не решаем. Упорство Минфина понятно, потому что у него возникают выпадающие доходы, но помогать каждой отдельной компании для Минфина — риск гораздо больший», — говорил Савельев.

В середине июля АЭВТ обратилась к вице-премьеру Аркадию Дворковичу с просьбой рассмотреть возможность обнуления НДС на авиаперелеты внутри России. На днях за введение нулевой ставки НДС выступил Минтранс России. По словам главы ведомства Максима Соколова, авиакомпании смогут сэкономить около 20 млрд руб.

По мнению гендиректора авиакомпании «ЮТэйр» Андрея Мартиросова, эта мера поможет авиаперевозчикам в сложное время, но это еще не означает, что в экономику компаний будут добавлены 10 процентных пунктов. «НДС на внутренние авиаперевозки находится внутри тарифа. Если билет стоит 5 тыс. руб., то сейчас 500 руб. — это НДС. Обнуление НДС теоретически даст возможность эти 500 руб. забрать себе, но практически — не факт. Рынок может упасть, тогда авиакомпаниям все равно придется понижать цены на билеты, чтобы поддержать падающий поток и стимулировать спрос, чтобы как-то загрузить емкости», — отметил Андрей Мартиросов, подчеркнув, что авиакомпании не могут резко сократить емкости.

Обнуление НДС на внутренних рейсах поддерживают в авиакомпании «Сибирь» (работает под брендом S7). «Эта мера компенсирует авиакомпаниям часть роста расходов и внесет свой вклад в сохранение доступности авиаперевозок для населения», — отметили в «Сибири». В компании «Уральские авиалинии» согласны с коллегами, отмечая, что это «серьезная помощь авиаперевозчикам».

Как считает представитель онлайн-поисковика билетов AviaSales Янис Дзенис, нет уверенности, что пассажир почувствует разницу после отмены НДС на внутренних рейсах.

«Возьмем базовый экономтариф S7 на рейсе в Казань. Это 1,5 тыс. руб. при стоимости билета со сборами 3 тыс. руб. НДС дает экономию в 270 руб., что хорошо, но неглобально. Из-за 270 руб. никто не начнет чаще летать в Казань, конечно же. Но в масштабах компании это все может быть вполне ощутимо. То есть антикризисная мера для поддержки авиаперевозчиков влияет по большому счету на сами авиакомпании, а не на пассажиров», — считает Янис Дзенис.

По мнению исполнительного директора агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, в нынешней ситуации цены на билеты в большей степени зависят от величины спроса, а не от величины издержек.

«Безусловно, эта мера поможет авиакомпаниям заметно сократить издержки. Оценки экономии в размере 20 млрд руб. за год — это хороший результат, возможность зимой не утонуть в убытках. На фоне продолжающегося перераспределения пассажиропотока в сторону внутренних линий это возможность выходить хотя бы в ноль», — рассуждает эксперт.

Однако обеспечить хорошую загрузку внутренних рейсов сразу не удастся. «Во-первых, на обнуление НДС очень болезненно смотрит Минфин, а во-вторых, отмена НДС не решит главной проблемы — низкого платежеспособного спроса. Чтобы люди начали летать, нужно, чтобы у пассажиров были деньги. Конечно, они рады видеть дешевые авиабилеты, но им также хочется видеть доступные цены на гостиницы и питание в поездках. А раз на это не хватает, то

главным конкурентом авиатранспорта становятся не железная дорога, не автобусы, а диван и телевизор»,

— резюмировал Пантелеев.