Президент Франции Франсуа Олланд в четверг, 26 ноября, проводит переговоры со своим российским коллегой Владимиром Путиным. Обсуждать они будут борьбу с терроризмом. Ранее французский лидер уже пообщался с президентом США Бараком Обамой, канцлером Германии Ангелой Меркель и премьер-министром Италии Маттео Ренци.
Накануне переговоров в Кремле Франсуа Олланд заявил, что «Франция может работать с Россией, если Россия сконцентрирует свои военные усилия против «Исламского государства» (организация запрещена в России).
Идею создания широкой коалиции по борьбе с запрещенной в России группировкой ИГ, которая включала бы в себя и Москву, президент Франции высказал после недавних терактов в Париже. И встречи с лидерами ведущих стран мира должны способствовать реализации этой инициативы. Для Москвы идея Олланда — это еще и шанс на то, что в обмен на сотрудничество в Сирии Европа если не отменит, то хотя бы смягчит санкции.
В самой Франции политики также все чаще говорят об этом. Экс-премьер Франсуа Фийон заявил на днях, что Париж должен взять на себя инициативу по отмене санкций.
«Можем ли мы сражаться бок о бок с русскими, параллельно налагая на них европейские санкции? Ответ очевиден — нет. Поэтому Франция должна взять на себя ответственность и на следующем саммите ЕС предложить положить конец этим санкциям. Или, самое меньшее, приостановить их действие», — сказал он, выступая в Национальном собрании.
«Черчилль, де Голль, Рузвельт, Сталин — у них было очень мало общего, но (они) сделали все, чтобы вместе покончить с нацизмом», — подчеркнул Фийон.
Правда, вряд ли призыв экс-премьера будет услышан в ЕС. Агентство Reuters со ссылкой на дипломатические источники сообщило, что главы Евросоюза договорились продлить в декабре санкции против России еще на полгода. Причина прежняя – заставить Россию выполнять обязательства по урегулированию конфликта на востоке Украины в соответствии с минскими соглашениями.
В то же время, если Олланд найдет общий язык с Путиным и страны начнут реальное сотрудничество в сирийском вопросе, то Париж может выступить лоббистом российских интересов и в июле следующего года часть санкций может быть снята (при условии отсутствия эскалации конфликта в Донбассе).
При наличии подвижек на военном и дипломатическом направлениях Россия вполне может сделать жест доброй воли и частично или полностью снять эмбарго на поставку продовольствия из республики.
По данным Росстата, российско-французский внешнеторговый оборот в январе — сентябре этого года сократился на 40,5%, тогда как оборот в целом со странами дальнего зарубежья упал лишь на 33,8%. В деньгах внешнеторговый оборот упал с $14,134 млрд в январе — сентябре 2014 года до $8,407 млрд. Доля Франции в российской внешней торговле снизилась с 2,4 до 2,1%.
Абсолютно безболезненно можно разрешить, например, ввоз французских сыров. В России, конечно, выросло почти на треть внутреннее производство в этом сегменте, но, по признанию чиновников и экспертов, качество отечественной продукции находится не на высоте, а некоторые виды сыров «импортозаместить» практически невозможно.
«Существует огромное количество самых разных видов и штаммов грибов, использующихся при изготовлении сыра, и их специально отбирают, учитывая их свойства. Так, грибы из рода пеницилл были выбраны для производства голубых сыров и камамбера разных типов, потому что они лучше прочих способствуют созреванию сыра, — рассказывала отделу науки «Газеты.Ru» Татьяна Жиро из Университета Париж-Юг. — Если вы завезете отборные штаммы из других стран, чтобы делать сыр в России, то вы приобретете материал для изготовления хорошего сыра... Но это не даст вам мастерства и подходящих окружающих условий, чтобы использовать плесень наилучшим образом».
Сейчас сыры в Россию из всех стран ЕС может поставлять только Швейцария. Возвращение Франции на отечественный сырный рынок не создаст дополнительную конкуренцию российским компаниям по причине девальвации рубля.
Для аграрного сектора республики полная или частичная отмена эмбарго стала бы глотком свежего воздуха. Наибольшие потери от эмбарго понесли не только молочники и сыроделы, но и производители мяса, овощей и фруктов (их возвращение в Россию менее вероятно, поскольку они составят отечественным производителям серьезную конкуренцию).
Так, глава федерации свиноводов Франции Поль Офрэ сообщал, что из-за российского эмбарго французские производители теряют по 20 евроцентов на каждый килограмм продукции. По его подсчетам, совокупные убытки на август составили €800 млн.
Летом и осенью французские фермеры проводили масштабные акции протеста, требуя от правительства увеличить размеры компенсаций и субсидий, чтобы компенсировать потери, связанные в том числе с российским продэмбарго. Они перекрывали дороги на границах с Испанией и Германией, обвиняя испанских и немецких конкурентов в демпинге.
Альбер Ян Маат, президент профсоюза европейских фермеров и работников сельхозкооперативов Copa-Cogeca, говорил журналистам в ходе протестов, что «торговое эмбарго России, от которого страдают аграрии и сельхозкооперативы, сократило почти наполовину — на 5,5 млрд евро — наш агропродовольственный экспорт».
Проблемы аграрного сектора мешают Франции быстро выходить из рецессии. Экономика республики постепенно выбирается в плюс, но рост этот нельзя назвать впечатляющим. В третьем квартале ВВП вырос на 0,3% по сравнению с предыдущим кварталом (здесь и далее данные Евростата). Рост в годовом исчислении составил 1,2%. По прогнозам аналитиков, годовой рост окажется немногим более 1%.
На минимальном уровне остается инфляция. В октябре ее уровень составил 0,2%, в сентябре и августе – 0,1%. Это отрицательно сказывается на прибылях компаний и инвестициях.
В числе факторов, сдерживающих рост цен (целевой показатель здесь 2%), — дешевые энергоносители и снижение стоимости продовольствия, вызванное и российским эмбарго.
Не удается пока решить и главную проблему – безработицу. В сентябре ее уровень составлял 10,7%, то есть без работы находилось 3,16 млн французов. Многие из них – выходцы из эмигрантских семей, жители бедных кварталов.
Впрочем, сценарий, когда Россия ослабляет в отношении Франции режим контрсанкций, возможен, только если Москва получит какие-то ясные и понятные выгоды на международной арене. Пока официальные лица отвергали возможность смягчения эмбарго.
Вице-премьер Аркадий Дворкович отмечал, что «без движения по санкциям этого быть не может». «Тем не менее мы постоянно анализируем ситуацию, и списки уже корректировались. Поэтому ничего исключать нельзя, но масштабных решений, конечно, без отмены санкций со стороны наших европейских коллег не будет», — говорил он.
Глава Минсельхоза Александр Ткачев, который проводил в октябре переговоры с министром сельского хозяйства Франции Стефаном ле Фолем, отмечал, что, «к сожалению, мы можем констатировать, что в рамках санкций Франция — неотъемлемая часть ЕС». «Конечно, мы не можем дать Франции такую возможность», — указывал чиновник.
Возможно, переговоры Владимира Путина и Франсуа Олланда изменят текущий статус-кво. На руку французам может сыграть осложнение отношений России и Турции, итогом которого, вероятнее всего, станет эмбарго на поставку турецких продуктов. Дружественный Париж может получить на российском рынке место ставшей врагом Анкары.