«Турсбор составит не более 1,5–3% затрат отдыхающего»

Интервью с замминистра по делам Северного Кавказа Андреем Резниковым

Юлия Калачихина
Отдыхающий в Нарзанной питьевой галерее Артем Геодакян/ТАСС
Минкавказ опубликовал законопроект о курортном сборе в Ставропольском крае. О том, насколько подорожает отдых в регионе и почему дополнительную финансовую нагрузку должны нести туристы, а не бизнес, в интервью «Газете.Ru» рассказал замминистра по делам Северного Кавказа Андрей Резников.

— Проект закона предусматривает максимальный размер сбора — 150 руб. с человека, почему не предусмотрен минимальный размер сбора?

— Cбор вводится в качестве эксперимента, регион сам сможет регулировать ставку в пределах от 0 до 150 руб. в зависимости от нескольких факторов. Первый — регион будет следить за тем, какое влияние сбор будет оказывать на поток туристов. Второй — так как сбор будет целевым, его нельзя будет потратить ни на что, кроме Программы сохранения, восстановления и развития курортной инфраструктуры до 2021 года, которую сейчас разрабатывает правительство Ставропольского края с учетом потребностей курортов. А значит, ставка может меняться в зависимости от потребностей финансирования конкретных мероприятий, направленных на улучшение качества отдыха.

Мы предполагаем, что в среднем размер платы будет равняться 50–100 руб.

— Платить должны будут все?

— Предполагается, что многие категории граждан будут освобождены от уплаты взноса — это дети до 18 лет, инвалиды и сопровождающие их лица, люди, приехавшие учиться и работать в курортный регион, а также люди, обычно получающие льготы: ветераны, жертвы чернобыльской катастрофы и так далее.

Таким образом, семья с двумя детьми за недельный отпуск будет платить от 700 до 1,4 тыс. руб. в зависимости от итоговой ставки сбора.

А инвалиды и их сопровождающие, которые также являются ключевыми клиентами санаториев и профилакториев, будут освобождены от уплаты в принципе. При этом предусмотрена возможность Ставропольскому краю вводить дополнительные льготные категории граждан по своему усмотрению.

— По прогнозам туроператоров, введение курортного сбора может повысить стоимость отдыха в Кавминводах на 5–10%. Не скажется ли это на объеме турпотока в регион?

— Данная информация некорректна, так как стоимость отдыха также формируется из транспортных расходов, которые составляют значительную часть. Даже если не учитывать стоимость билета, бензина и любые другие расходы, стоимость проживания, к примеру, в пансионатах редко когда составляет менее 1,6 тыс. руб. с человека даже при двухместном размещении.

Учитывая предполагаемый уровень сбора, мы ожидаем, что он будет составлять не более чем 1,5–3% от затрат отдыхающего.

— Средства будут собираться в региональный бюджет?

— Все средства, получаемые в рамках эксперимента, будут оставаться в региональном бюджете. Законопроект также определяет, что средства могут использоваться только на реализацию мероприятий по благоустройству курортных территорий, формированию доступной туристической среды, капитальному строительству объектов курортной инфраструктуры и их реконструкции и восстановлению, обеспечению безопасности территории и др. В первую очередь полученные средства планируется направить на мероприятия, которые будут способствовать удовлетворению базовых туристских потребностей: благоустройство «курортных зон», восстановление и ремонт объектов, расположенных в ключевых местах скопления туристов.

— Какой ожидаемый объем годовых сборов в бюджет?

— В соответствии с законопроектом плату за пользование курортной инфраструктурой планируется ввести на территории городов Георгиевск, Минеральные Воды, Железноводск, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Лермонтов, а также районов Минераловодский, Георгиевский и Предгорный на территории Ставропольского края. Мы прогнозируем, что туристический поток в данный регион будет поступательно нарастать примерно на 5% ежегодно при самом пессимистичном сценарии. Соответственно, если регион установит ставку сбора в размере 50 руб., это принесет в региональный бюджет около 365 млн руб. уже в 2017 году и 450 млн — в 2021-м, когда эксперимент подойдет к концу.

Значит, за весь период проведения эксперимента мы надеемся привлечь от 2 млрд до 6 млрд руб.

Все эти деньги пойдут исключительно на улучшение условий отдыха самих туристов.

— Некоторые эксперты говорят, что сегодня пока рано вводить подобный сбор, когда вы планируете его ввести?

— Сначала должна пройти стадия публичного обсуждения (вчера законопроект был опубликован на regulation.gov.ru), затем согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, антикоррупционная экспертиза и оценка регулирующего воздействия. Внесение законопроекта в Государственную думу предполагается в середине 2016 года. В связи с этим реальные сроки вступления закона в силу — не ранее 2017 года.

— А с чем связана необходимость подобного введения? Очевидно, что мера не совсем популярная.

— В последние годы ввиду ряда факторов сильно возросла нагрузка на курортную инфраструктуру, в том числе на рекреационные территории.

Объема регионального бюджета сегодня недостаточно для поддержания и развития этой инфраструктуры, а значит, и для обеспечения улучшения качества отдыха.

Мы, действительно, рассчитываем на большую дискуссию, но важно понимать, что решение не финансировать развитие и сохранение инфраструктуры равносильно решению потерять данные курорты.

При этом формировать специальную программу федерального уровня, с финансированием из федерального бюджета, то есть за счет налогоплательщиков всей страны, нам кажется не совсем корректным. Ведь, несмотря на уникальность курортов, далеко не все планируют там отдыхать в ближайшее время. В их развитии, по нашему общему со Cтавропольским краем мнению, должны принять участие те, кто пользуется их инфраструктурой, то есть сами туристы. Поэтому предлагается такое решение — региональная программа, региональный сбор.

— Почему нельзя просто брать местные налоги с бизнеса, который получит прибыль от туристов?

— Дополнительный налог на бизнес наложит ограничение на его развитие, тогда как сбор является более точной мерой, он не распространяется на детей и льготные категории граждан, его ставка может быть плавающей.

— Есть ли еще города и страны, в которых действуют подобные сборы?

— Подобная практика является крайне распространенной и в первую очередь введена в туристических регионах, так как именно там наблюдается повышенная нагрузка на инфраструктуру со стороны путешественников. В Италии, среди городов, которые ввели курортный сбор, можно выделить Рим (€2–3), Флоренцию (€1–5), Венецию (€0,6–5), Сардинию, Сицилию и т.д., в Париже с 1 марта в отелях категории ниже трех звезд посетители заплатят €0,9 за ночь, три звезды — €1,5 и так далее. Аналогичная практика есть и в других регионах и странах.

— Почему для эксперимента выбрали именно Кавминводы? И как долго продлится эксперимент?

— Данный регион является уникальным для нашей страны. В нем сосредоточены объекты, которые имеют не только рекреационный и бальнеологический характер, но и носят статус памятников архитектуры. Изношенность фондов растет, и объема регионального бюджета сегодня недостаточно для поддержания и развития этой инфраструктуры, а значит, и для обеспечения улучшения качества отдыха.

Планируется, что власти Ставропольского края представят в правительство РФ отчет о результатах введения платы в течение одного месяца после завершения 2021 года, а также предложения по дальнейшей реализации проведенных мероприятий.

Соответственно, правительство направит свое заключение в Федеральное собрание в течение двух месяцев после завершения 2021 года. Планируется, что принципиальные решения об успешности или неуспешности проекта будут приняты именно тогда. Тогда же будут предложены соответствующие рекомендации относительно возможности масштабирования проекта на другие регионы.