Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России обвиняет регулятора энергорынков НП «Совет рынка» в создании дискриминационных условий для оптовых покупателей электроэнергии, говорится в письме ведомства в адрес регулятора (копия есть в распоряжении «Газеты.Ru»). По мнению ведомства, НП «Совет рынка» внесло в регламент закупки мощностей изменения, которые могут привести к отмене конкурсного отбора мощности.
18 ноября наблюдательный совет некоммерческого партнерства «Совет рынка» (регулятор энергорынков) вопреки позиции ФАС внес изменения в регламент проведения конкурентных отборов мощностей (КОМ) в части порядка определения объема перетока мощности между ценовыми зонами.
Если ранее максимально допустимый объем поставки между первой и второй ценовыми зонами оптового рынка в мегаваттах мог быть равен нулю (в случае если в период с декабря по февраль, когда проводятся конкурентные отборы мощностей, были определены разнонаправленные фактические почасовые транзитные перетоки электроэнергии), то после принятия изменений объем поставки мощности между ценовыми зонами будет рассчитываться исходя из среднего арифметического фактического почасового транзитного перетока электроэнергии, умноженного на коэффициент 1,3, а нулевое значение объема поставки полностью исключается.
Любопытно, что пункт о нулевом объеме перетока мощности между двумя ценовыми зонами был внесен в регламент только 22 октября текущего года, т.е. это препятствие к приходу на сибирский рынок более дорогой электроэнергии из Европейско-Уральской зоны действовало менее месяца. «В течение указанного периода (с 22 октября по 18 ноября 2015 года) на оптовом рынке не произошли существенные изменения, которые могли бы привести к необходимости очередного пересмотра подходов к порядку определения объемов перетока мощности», — отмечают в ФАС.
В России существует всего две ценовые зоны на рынке электроэнергии. В первую входят территории Центрального, Северо-Западного, Южного, Северо-Кавказского, Приволжского и Уральского федеральных округов, во вторую — Сибирского федерального округа. Архангельская и Калининградская области, Республика Коми, регионы Дальнего Востока пока находятся в неценовых зонах, где по технологическим причинам организация рыночных отношений в электроэнергетике пока невозможна.
По мнению ФАС, новый порядок определения объема перетока мощности между ценовыми зонами может негативно сказаться на цене электроэнергии, а также «привести к созданию дискриминационных условий для субъектов оптового рынка.
По мнению источника «Газеты.Ru» в одной из энергокомпаний, исключение нулевого объема поставок между первой и второй ценовыми зонами приведет к росту цен на электроэнергию в Сибири. Если в первой зоне основной объем генерации электроэнергии осуществляется тепловыми и атомными электростанциями, то в Сибири — гидроэлектростанциями, в связи с чем цены на электроэнергию в Сибири существенно ниже, чем в первой ценовой зоне.
В зимнее время, «когда мощность потребления высокая, а водность низкая, может возникнуть дефицит предложения, который будет компенсирован более дорогой электроэнергией из первой ценовой зоны», а это приведет к общему повышению цен на электроэнергию для оптовых покупателей в Сибири, пояснил собеседник «Газеты.Ru».
При этом, по его словам, в период высокой водности сибирских рек (весной, летом и осенью) переток из второй ценовой зоны в первую если и будет осуществляться, то вряд ли достигнет таких высоких значений, которые могли бы оказать сильное давление на цены в европейской части и понизить их. В последние два года в Сибири наблюдается аномально низкий уровень приточности рек и водохранилищ, поэтому такой сценарий в ближайшее время вряд ли возможен, и переток решили «обнулить» вполне справедливо, подчеркивает другой источник в отрасли. «На ПАО «РусГидро» изменения в регламент проведения КОМ не скажутся, так как компания имеет объемы в обеих ценовых зонах и снижение в одной ценовой зоне балансируется ростом в другой», — рассказали «Газете.Ru» в гидрогенерирующей компании.
Рост цен на электроэнергию в Сибири начался еще в 2014 году, после снятия ряда ограничений на переток между ценовыми зонами. Низкая водность в Сибири началась в прошлом году, из-за нее ГЭС работали не на полную мощность. Это привело к тому, что оптовые покупатели были вынуждены приобретать более дорогую электроэнергию, генерируемую тепловыми электростанциями. По данным «Совета рынка», средневзвешенный индекс цен на конкурентном рынке (рынок на сутки вперед, или РСВ) с начала года в Сибири вырос на 21% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, до 897,6 руб./МВт∙ч.
В феврале текущего года в Сибири был зафиксирован исторический максимум цены — 1324,44 руб./МВт∙ч.
По прогнозу «Совета рынка», цены на РСВ в Сибири в 2015 году увеличатся на 35%, до 1456 руб./МВт∙ч, тогда как прогноз по первой ценовой зоне — плюс 6% по сравнению с 2014 годом (до 1611 руб./МВт∙ч). Изменения, внесенные в регламент «Совета рынка», могут привести к еще большему росту цен и для конечных потребителей в обеих ценовых зонах. Еще весной регулятор прогнозировал, что в 2015 году цена электроэнергии для конечного потребителя в Сибири увеличится на 18% в годовом исчислении, до 2,6 руб./кВт∙ч, тогда как в первой ценовой зоне рост составит примерно 6,5%, до 3,3 руб./кВт∙ч.
Рост цен происходит на фоне существенного увеличения объема задолженности на оптовом и розничном рынках электроэнергии.
По данным «Совета рынка», на начало ноября 2015 года накопленная задолженность на оптовом рынке составляет 51,2 млрд руб., прирост задолженности за девять месяцев — 5,1 млрд руб. Накопленная задолженность на рознице в период с января по октябрь 2015 года составила 208,2 млрд руб., ее прирост за десять месяцев — 53,5 млрд руб. Как отметил руководитель «Совета рынка» Максим Быстров, более половины суммарной задолженности приходится на непромышленных потребителей, куда включаются предприятия ЖКХ, управляющие компании, энергосбыты и прочие. «Но быстрее всего в 2015 году растет задолженность бюджетных потребителей: за десять месяцев долги этой группы выросли на 65%», — сообщил Быстров.
«Сейчас сложно однозначно сказать, как повлияет на цены новая инициатива «Совета рынка», однако, когда год назад уже начинали учитывать объемы перетока между Европейской (первой) и Сибирской (второй) зонами, в последней цены выросли почти в полтора раза», — пояснил в разговоре с «Газетой.Ru» Сергей Пикин, глава Фонда энергетического развития. По его словам, такой скачок цен привел к тому, что ФАС уже выдавала предписание, регламентирующее выбор оборудования, которое учитывается при определении перетока. «Это позволило снизить влияние на цены, но они все равно сейчас находятся на аномально высоком уровне», — добавил Пикин.
«Регулирование на оптовом и розничном рынках электроэнергии входит в компетенцию ФАС, — пояснил в разговоре с «Газетой.Ru» Тимур Ганчин, управляющий партнер J&S Legal Counsels and Trustees. — В инструментарии ФАС присутствуют методы, которые могут быть использованы в случае обнаружения нарушения антимонопольного законодательства: ведомство может направить обязательные к исполнению предписания как в «Совет рынка», так и, например, в Минэнерго». В то же время, по словам Ганчина, у «Совета рынка» есть возможность обжалования решения ФАС, но если будет доказано, что действия регулятора были направлены на манипулирование рынком и защиту в большей степени производителей, а не потребителей электроэнергии, то решение с большой долей вероятности будет принято в пользу ФАС.