Проект федерального бюджета на 2016 год, одобренный Госдумой в первом чтении 13 ноября, предусматривает сокращение расходов на здравоохранение на 8% по сравнению с 2015 годом, расходы на образование — на 8,5% в номинальном выражении, отмечается в бюллетене «Комментарии о государстве и бизнесе» института «Центр развития» НИУ ВШЭ. Вместе с тем делать выводы о финансировании обеих отраслей на основе цифр только федерального бюджета не вполне правомерно, поясняет автор статьи, ведущий научный сотрудник института Андрей Чернявский.
«Я сделал оценку, исходя из расходов федерального и региональных бюджетов, а по здравоохранению — также из расходов системы обязательного медицинского страхования», — пояснил он. Экономист, по его словам, использовал данные из «Основных направлений бюджетной политики» с корректировкой на изменившиеся макроэкономические показатели: цена на нефть, курс доллара и другие.
В 2016 году в неизменных ценах расходы на образование из бюджетов всех уровней сократятся по сравнению с 2012 годом на 14%, расходы на здравоохранение — почти на 20%, следует из расчетов экономиста.
«В номинальном выражении, конечно, такого сокращения нет», — уточнил Чернявский.
«Если 2014 год был годом масштабных внешних шоков, то 2015 год стал для экономики годом потерь», — констатируют эксперты ВШЭ. За январь — август 2015 года доходы России от экспорта товаров в долларовом выражении снизились почти на 32% год к году. Девальвация далеко не полностью компенсировала доходы, выпавшие в результате снижения нефтяных цен и снижения объемов импорта. Дефицит федерального бюджета в 2015 году составит 2,4% ВВП, предрекают в ВШЭ.
Основной проблемой для правительства сейчас становится балансировка доходов и расходов с учетом падения цен на нефть, но решение отложено на будущие годы, пишет в своей статье Чернявский. В структуре расходов на 2016 год он выделяет «бенефис расходов на управление», которые в долевом выражении выросли на 0,8–0,9 процентного пункта (в 2015–2016 годах в сравнении с 2012 годом).
Расходы на оборону увеличились в 2015 году на 5 процентных пунктов и на 72% в номинальном выражении, а в проекте бюджета на следующий год — стабилизированы относительно текущего.
Расходы на пенсионное обеспечение «ползут вверх», отмечает экономист. Одновременно правительство экономит на образовании и здравоохранении. Частично снижение расходов на образование объясняется перекладыванием на региональные бюджеты финансирования дошкольного и профессионального сегментов, но сокращаются расходы и на высшее образование, отмечается в бюллетене. «В 2016 году эти расходы в неизменных ценах составят всего 78% от уровня 2012 года», — указывает Чернявский. Расходы сокращаются не только на федеральном уровне, но и на региональных, добавляет он. Из расчетов экономиста следует, что резкое снижение финансирования началось с 2015 года и продолжится почти теми же темпами в следующем году.
Структура расходов сегодня определяется не экономической целесообразностью, а политической волей, сетует эксперт экономической экспертной группы Александра Суслина. «На пенсии тоже расходы, конечно, растут, но меньше, чем могли бы», — напоминает она, индексация на будущий год запланирована ниже уровня инфляции (на 4%). Почему основная экономия приходится на образование и здравоохранение, сказать трудно, но, вероятно, из-за того, что выборы приближаются, а «пенсионеры считаются устойчивым электоратом».
Снижение расходов на человеческий капитал между тем несет серьезные риски для экономики на долгосрочную перспективу, отмечает Суслина. «Если люди нездоровы и плохо образованы, то шанс, что они будут работать в полную силу и увеличивать ВВП, невелик. Эта экономия сейчас может существенно затормозить наш выход из кризиса на будущее», — подытожила она.