«Самой нижней точкой падения был второй квартал текущего года — снижение на 4,6%. В третьем квартале ВВП снизился на 4,1% (предварительная оценка за третий квартал была опубликована Росстатом 12 ноября. – «Газета.Ru»). Мы надеемся, что в четвертом квартале будет цифра меньше 4%, может быть, 3,7–3,8%, и такая же примерно цифра будет по итогам всего года», — заявил Алексей Улюкаев в ходе встречи с представителями французского бизнеса в пятницу в Москве.
В среду Улюкаев успокаивал немецких бизнесменов. Им он говорил, что «мы прошли нижнюю точку в июне-июле». Начиная с июля очищенный от сезонности ВВП месяц к месяцу практически не снижался, а в сентябре и октябре был даже зафиксирован небольшой рост (сентябрь к августу – плюс 0,3%). ВВП в третьем квартале не упал по сравнению со вторым кварталом.
«Глубже уже не будет. Четвертый квартал даже будет чуть лучше, чем третий квартал. Начиная со второго квартала следующего года мы рассчитываем, что показатель к соответствующему периоду прошлого года станет позитивным», — отметил министр.
Он подтвердил прогноз по росту в 0,7% на следующий год. Выход «в плюс» (в годовом выражении) Улюкаев ожидает со второго квартала 2016 года. «Мы исходим из того, что это связано с восстановлением потребительского спроса и с тем, что будут восстанавливаться материальные запасы в экономике», — поясняет он.
Неожиданным и приятным сюрпризом стал меньший, чем ожидалось, спад инвестиционной активности, говорит Улюкаев: «Мы даже этого не ожидали. Откровенно говоря, мы полагали, что инвестиции — это последнее, что будет восстанавливаться. Но, пожалуй, они будут восстанавливаться немножко быстрее, чем мы думали».
По данным Росстата, инвестиции в основной капитал в сентябре 2015 года сократились на 5,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (за январь-сентябрь — минус 5,8%). Консенсус-прогноз «Интерфакса» предполагал снижение сентябрьского показателя на 7,9%.
Алексей Улюкаев отмечает также, что банковская система восстановилась «с точки зрения фондирования депозитов и населения, и компаний». А начиная с июля начался медленный пока, но рост кредитного портфеля.
Но оптимизм главы Минэкономразвития не разделяют даже его коллеги по правительству. «По факту у нас в этом году падение ВВП — 5%», — заявил на днях вице-премьер в ходе правительственного часа в Государственной думе.
Департамент исследований и прогнозирования Центрального банка в опубликованном на этой неделе бюллетене «О чем говорят тренды» отмечает: «Наш модельный прогноз ВВП для 2015 года немного улучшился: до минус 4,2% против минус 4,3% по итогам сентября». Но даже улучшенный прогноз существенно хуже ожиданий Минэкономразвития.
Не согласны аналитики ЦБ и с тем, что инвестиции могут скоро начать восстанавливаться. «Мы полагаем, что низшая точка замедления инвестиционной активности на данный момент не пройдена», — говорится в бюллетене.
По оценке департамента исследований и прогнозирования, в сентябре месячный прирост инвестиций в основной капитал (с устраненной сезонностью) оказался отрицательным — минус 0,4% месяц к месяцу, что еще не говорит о начале подъема инвестиционной активности.
«В российской экономике появляются признаки стабилизации, которая пока носит неустойчивый характер», — считают аналитики Банка России.
Фактором, который может существенно замедлить темпы восстановления экономики, являются цены на нефть. На текущей неделе котировки сорта Brent опустились с $48 до $44 за баррель. Соответственно, подешевел и рубль. Дальнейшее снижение стоимости «черного золота» несет в себе существенные риски для бюджета. Ослабление рубля выше минимумов этого года (72 руб. за доллар) приведет к очередному витку инфляции.
Если же цены на нефть быстро вернутся к уже привычному уровню $48–50 за баррель, то конец года действительно может оказаться неплохим. Аналитики Sberbank CIB с учетом положительной динамики в промышленности и инвестициях в сентябре ожидают в четвертом квартале улучшение динамики ВВП по сравнению с третьим кварталом, а снижение ВВП за весь год может быть близко к 3,5%.
«В целом несомненным фактом является то, что экономика полностью приспособилась к новым внешним условиям с более низкой ценой нефти и необходимостью погашать внешний долг», — резюмируют они.