Несмотря на низкие нефтяные цены, Объединенные Арабские Эмираты не только не намерены отказываться от инвестиций в добычу, но и планируют нарастить объемы производства. Об этом заявил министр энергетики ОАЭ Сухейль аль-Мазруи на международной нефтегазовой конференции ADIPEC 2015. Он отметил, что цена барреля снизилась более чем на 50%, однако Эмираты «останутся верны своим покупателям». Кроме того, по словам министра, в случае снижения инвестиций будущее производителей нефти будет печальным.
«Этого невозможно допустить, поэтому лидеры ОАЭ приняли решение увеличить мощности по добыче нефти до 3,5 млн баррелей в день, — предупредил аль-Мазруи. — Мы не хотим сделать рынок перенасыщенным со стороны предложения, мы стремимся его сбалансировать».
Объединенные Арабские Эмираты — один из мировых лидеров производства нефти. По словам старшего аналитика ИК Rye, Man & Gor Securities Сергея Пигарева, в прошлом году ОАЭ заняли второе место по объему добычи среди стран ОПЕК и шестое в мире. Сейчас страна добывает около 3 млн баррелей в сутки, что составляет 3% от общемировой добычи нефти.
«Уровень добычи в ОАЭ планируется повысить на 30%, или примерно до 4 млн баррелей в сутки, к 2020 году, — рассказывает Пигарев. — В основном за счет повышения дебета на зрелых месторождениях».
Однако при текущих ценах данный способ повышения уровня добычи, по словам эксперта, вряд ли экономически эффективен.
Но ОАЭ рассчитывают на рост цен. Как заявил аль-Мазруи, мировой нефтяной рынок цикличен и период низких цен на нефть не может продолжаться долго. По словам министра, уже в 2016 году ситуация может улучшиться.
А вот министр нефти Кувейта Али Салех аль-Омайр на прошлой неделе говорил о сокращении добычи. Причем, по его мнению, если и сокращать производство, то делать это должны не только страны ОПЕК, но и другие мировые лидеры добычи. По словам аль-Омайра, это необходимо для все того же баланса на рынке. При этом кувейтский министр также выразил надежду на то, что в следующем году начнется восстановление мировой экономики, и, если темпы экономического роста восстановятся, пойдут вверх и нефтяные котировки.
Между тем некоторые страны ОПЕК недовольны существующими ценами и считают, что ситуацию надо исправлять. В частности, по мнению Ирана, Ирака, Алжира и Венесуэлы, необходимо менять общую политику картеля, так как при существующей они несут огромные убытки. Иран, например, указывает, что действующая система совокупных экспортных квот не способствует стабильности рынка, так как не учитывает индивидуальные квоты стран — членов ОПЕК. Максимальный уровень добычи также должен распределяться между участниками картеля. Кстати, сейчас ОПЕК собственные квоты не выполняет, добывая в совокупности около 31,5 млн баррелей в сутки при установленном максимуме 30 млн баррелей.
Алжир же предлагает определить нижний порог цен, найдя компромисс между сокращением доли на рынке и повышением доходов. При этом, по мнению Алжира, именно максимизация доходов членов ОПЕК должна стать целью картеля.
Но лидер ОПЕК Саудовская Аравия сокращать добычу не собирается. В понедельник глава госкомпании СА Saudi Aramco Халид аль-Фалих заявил, что таких планов на 2016 год нет.
Аль-Фалих выразил уверенность, что уже в следующем году рынок вернется в состояние равновесия, поэтому темпы производства снижать не следует.
«Рынок отреагировал слишком бурно, как обычно бывает на этапе падения, — говорит аль-Фалих. — Но что будет через пять-десять лет? Инвестиции нужны. Мы надеемся, что инвестиций будет достаточно для удовлетворения потребностей после 2017 года».
Сергей Пигарев указывает, что уже сейчас переизбыток предложения на мировом рынке нефти составляет по меньшей мере 2 млн баррелей в сутки.
«Ожидать сокращения добычи от стран ОПЕК не приходится, скорее, напротив, мы увидим рост, — полагает аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. — Отчасти это будет компенсировано ростом спроса, который прогнозируется в следующем году. Но в любом случае дополнительные объемы нефти на рынке окажут давление на нефтяные котировки».
В понедельник нефтяные котировки поднялись на 0,19%, до $47,75 за баррель (сорт Brent).
Валерий Нестеров из Sberbank CIB отмечает, что ОПЕК сейчас не является монолитной организацией и фактически утратила возможность влиять на мировые цены.
«По сути, влияют на них сейчас только две страны — Саудовская Аравия и США, — говорит эксперт. — В высоких ценах заинтересованы все, и те же саудиты могли бы снизить производство с 500 млн т нефти в год до 300 млн, однако тогда бы они потеряли долю рынка».
Учитывая, что позиции Саудовской Аравии на рынках Азии и США и так ослабли, аравийцы вынуждены демпинговать. И эта стратегия, по словам Нестерова, принесла свои плоды: доля саудитов на мировом рынке перестала сокращаться, при этом затормозился рост добычи в США.
«Положение трудное для всех, та же Саудовская Аравия уже начала задействовать свои валютные резервы, — напоминает Нестеров. — При нынешних ценах этих резервов саудитам хватит на срок от четырех до пяти лет. России, для сравнения, — на один-два года».
Но больше всех страдают страны с крупными бюджетным задачами и большим населением. Венесуэла, например, стала мировым лидером по инфляции.
«Многим членам ОПЕК сложившаяся ситуация крайне невыгодна, ее можно назвать тупиковой и опасной для самого существования ОПЕК как организации», — предупреждает Нестеров.