После заметного падения нефтяные котировки пошли вверх и к среде в очередной раз пробили психологическую отметку в $50 за баррель. Речь идет о североморской нефти Brent, к которой привязана цена российский Urals. Стоимость декабрьских фьючерсов по Brent в среду составила $50,7. Американская легкая нефть WTI сейчас стоит $47,99 за баррель.
Последний пик нефтяных цен был достигнут 8 октября, когда котировки Brent составляли $53,32. После этого началось неравномерное, но последовательное снижение, и к 27 октября баррель стоил уже $46,98, после чего цены вновь медленно пошли вверх.
Рост последних дней объясняется новостями из Бразилии и Ливии.
Ливийская National Oil Corp объявила форс-мажор, что позволяет компании при необходимости приостановить поставки нефти, как это уже случалось ранее. В Бразилии же с начала месяца бастуют рабочие 40 нефтяных платформ, они протестуют против продажи активов госкомпании Petrobras. Речь идет о решении компании выручить за счет продажи активов в текущем и следующем годах $15,1 млрд, чтобы обеспечить инвестпрограмму и сократить задолженности. В частности, 24 октября совет директоров компании одобрил продажу 49% трубопроводной сети Gaspetro за $490 млн. Кроме того, Бразильский профсоюз нефтяников требует от Petrobras возобновить инвестиции в нефтеперерабатывающие предприятия.
Как сообщала сама компания, из-за забастовок суточная добыча нефти упала на четверть.
Эксперты говорят, что эти факторы не являются долгосрочными. «Это лишь краткосрочная флуктуация рынка», — отмечает директор аналитического департамента ГК «Альпари» Александр Разуваев. Старший эксперт ИК Rye, Man&Gor Securities Сергей Пигарев говорит, что факторы Бразилии и Ливии — лишь повод, который спекулянты используют для повышения котировок.
При этом, по словам Пигарева, резкие скачки нефтяных цен, которые мы наблюдаем в последнее время, говорят о неуверенности игроков относительно обоснованности текущего уровня котировок.
«Цены находятся на достаточно низком уровне, и мы вряд ли увидим очередной этап планомерного движения вниз, — полагает Пигарев. — Возможны резкие и краткосрочные нисходящие движения, однако с сегодняшних уровней потенциал роста превосходит потенциал снижения».
В среднесрочной перспективе давление на котировки может оказать положительное решение Федеральной резервной системы США о повышении ставки. В этом случае доллар укрепится, а нефть, напротив, ослабнет, так как мировые контракты номинируются в долларах.
Однако оба эксперта сходятся во мнении, что в следующем году мы увидим заметный рост нефтяных котировок. «Цены на нефть могут находиться под давлением до середины 2016 года, однако во второй его половине мы ожидаем повышение цен вплоть до уровня выше $60 за баррель из-за снижения уровня добычи в США и странах, не входящих в ОПЕК, — при одновременном росте спроса на черное золото», — прогнозирует Пигарев.
А вот по оценкам Разуваева, не исключен и рост до уровней, близких к $100 за баррель.
Аналитик указывает, что в нынешней ценовой войне, которую ведут страны ОПЕК против американских производителей сланцевой нефти, США проигрывают. «Уровень добычи <3>в США продолжает снижаться, что негативно сказывается на состоянии американских нефтяников, — поясняет Разуваев. — И если в следующем году американские «сланцевые» производители будут вынуждены покинуть рынок, ОПЕК, вероятнее всего, примет решение о сокращении квот. И главное, что эти квоты будут исполняться».
Сейчас картель собственные нормы по добыче не выполняет — они составляют 30 млн баррелей в сутки, в то время как страны ОПЕК добывают более 31 млн баррелей. Значительное сокращение мирового производства, а следовательно — и предложения на мировом рынке нефти, по мнению Разуваева, и способно резко подтолкнуть цены вверх.
Впрочем, есть еще фактор Ирана, который готовится после отмены санкций увеличить поставки на мировой рынок по меньшей мере на 500 тыс. баррелей в сутки. Однако многие отраслевые эксперты ранее говорили, что этот фактор уже сыграл свою роль и заложен в существующих ценах.