«Трансаэро» больше не летит

26 октября прекратила полеты компания «Трансаэро»

Вероника Лисовская
Марина Лысцева/ТАСС
«Трансаэро», ранее вторая по размеру авиакомпания России, 26 октября прекратила свою деятельность. Гендиректор перевозчика, у которого Росавиация отозвала сертификат эксплуатанта, готовится подать заявление на банкротство.

Авиакомпания «Трансаэро» прекратила операционную деятельность начиная с сегодняшнего дня. В ночь на 26 октября действие сертификата эксплуатанта, выданного Росавиацией, было прекращено.

Об аннулировании документа без возможности восстановления ранее, в конце октября, сообщала Росавиация. Как отмечали в ведомстве, отзыв сертификата происходит из-за того, что деятельность авиакомпании не соответствует Федеральным авиационным правилам (ФАП) в части соблюдения общих сертификационных требований, а также нарушает права потребителя.

Вслед за полной остановкой полетов генеральный директор «Трансаэро» Дмитрий Сапрыкин, который был назначен на должность 7 сентября, сообщил о намерении подать заявление о банкротстве перевозчика.

«Открытое акционерное общество «Авиационная компания «Трансаэро», в лице генерального директора Сапрыкина Дмитрия Петровича, сообщает о своем намерении обратиться в Арбитражный суд с заявлением должника о признании его несостоятельным (банкротом)», — говорится в сообщении.

На фоне этих сообщений ценные бумаги «Трансаэро» упали на 18,9% по отношению к уровню закрытия торгов в пятницу, с 11,01 до 9,01 руб. Для сравнения: в начале 2015 года стоимость одной акции оценивалась в 208,5 руб.

Впрочем, дополнительным фактором снижения выступает и отсутствие новостей от акционеров авиакомпании S7 («Сибирь»). Руководители третьего по размеру перевозчика ранее заявляли о готовности выкупить компанию и предпринять действия для спасения компании, невзирая на отзыв сертификата.

Гендиректор и один из ведущих акционеров S7 Александр Филев на прошлой неделе раскрыл план спасения «Трансаэро». Согласно предложению акционеров S7, кредиторы «Трансаэро» могли получить до 49% акций новой авиакомпании, которая была бы создана на базе трех авиакомпаний: «Трансаэро», S7 и «Глобус». Кредиторы бы получили доли в компании пропорционально объемам выданных «Трансаэро» кредитов.

О свой готовности поучаствовать в спасении «Трансаэро» в пятницу, 23 октября, сообщили частные кредиторы, однако крупнейшими кредиторами авиакомпании выступают госбанки, которые своего ответа на предложения Филева не дали.

В результате этих действий на прошлой неделе бумаги перевозчика поднялись с 6,7 до 20,01 руб.

Прекращение работы «Трансаэро», ранее второго по размеру российского авиаперевозчика, негативно сказывается на пассажирах. Вместе с отмененными рейсами (только на 25 октября было выше 100 рейсов, пассажиров которых пришлось перевозить другим авиакомпаниям, до 15 декабря со сложностями в трансфере столкнутся еще 100 тыс. человек) жители некоторых областей столкнулись с невозможностью вылететь в Москву.

Руководители регионов, расположенных в азиатской части России, заявили о том, что в настоящее время пассажиры не могут приобрести билеты эконом-класса, а стоимость бизнес-класса превышает 100 тыс. руб. в обе стороны, в связи с чем призывают увеличить или количество рейсов, или вместительность воздушных судов.

Например, как сообщила администрация Приморского края, сегодня выполняется всего два авиарейса во Владивосток из Москвы.

«При существующем пассажиропотоке этого явно недостаточно. При этом стоимость билетов у единственного перевозчика на данном направлении при покупке билетов за несколько дней до вылета возросла от трех до пяти раз. Авиаперелет по маршруту Владивосток — Москва по приемлемой стоимости занимает 20–25 часов с учетом стыковок. Ситуация складывается крайне неприятная», — заявил губернатор края Владимир Миклушевский.

Хуже условия на Сахалине и Курилах, где из-за банкротства «Трансаэро» количество рейсов по маршруту Южно-Сахалинск — Москва — Южно-Сахалинск сократилось с 11 до 7.

«Ситуация сегодня сложилась чрезвычайная. Сахалинцы оказались заложниками. Они не могут выехать с острова либо должны летать на перекладных (через Хабаровск или Владивосток)», — заявила депутат Сахалинской областной думы Светлана Иванова.

По словам замминистра транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области Шахабаса Давудова, чтобы «комфортно летать», на данной линии надо добавить объемы перевозок в размере 700–800 пассажиров в один конец, передает ТАСС.

«Аэрофлот», который является сейчас основным перевозчиком на данных направлениях, опроверг информацию о повышении цен на авиабилеты, заявив, что тарифы в эти города останутся на уровне 18 тыс. руб. в обе стороны до конца года. Однако авиакомпания пообещала увеличить количество рейсов.