В пятницу, 23 октября, министр финансов Антон Силуанов, выступая в Госдуме, выразил опасение, что федеральный бюджет может недосчитаться доходов в этом году.
«Нынешняя ситуация, когда мы сегодня имеем курс рубля на уровне 61,7 руб. за доллар, а цену на нефть марки Urals около $45 за баррель, то в этих условиях, конечно, существуют риски сокращения тех прогнозных параметров доходов, которые мы закладываем поправками к бюджету 2015 года», — сказал министр.
Двумя днями ранее Sberbank CIB провел телефонную конференцию с участием заместителя министра финансов Максима Орешкина. Отвечая на вопросы аналитиков, он заявил, что, поскольку в четвертом квартале 2015 года доходы федерального бюджета снизятся, маловероятно, что дефицит бюджета в этом году будет ниже официального прогноза, сообщает Sberbank CIB.
Официальный прогноз по дефициту бюджета Минфин недавно поменял вместе с корректировкой расходных и доходных параметров. Соответствующий законопроект в пятницу, 23 октября, прошел первое чтение в Госдуме.
Документ предусматривает увеличение в текущем году доходов на 711,6 млрд руб., до 13,251 трлн руб. Причем основной прирост дадут ненефтегазовые доходы плюс 518,4 млрд руб. Расходы вырастут на 202,3 млрд руб., до 15,417 трлн руб. Таким образом, из-за более сильного роста доходов дефицит федерального бюджета снизится с 2,65 трлн до 2,166 трлн руб. (немногим менее 3% ВВП).
Первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков в понедельник пояснил журналистам, что «поправки к бюджету 2015 года предусматривают, с одной стороны, увеличение расходов бюджета, а также перераспределение расходов внутри бюджета».
«Из наиболее существенного я бы отметил увеличение трансфертов из бюджета в Пенсионный фонд, что связано с необходимостью выплаты пенсий, а также увеличение помощи регионам: ололо 45 млрд руб. дополнительно будет направлено на трансферты в бюджеты регионов», — сказал вице-спикер.
Новый дефицит бюджета выглядит более реалистичным на фоне тех показателей, что демонстрировала бюджетная система в последние месяцы. Но и этот прогноз может сбыться только в том случае, если Максим Орешкин окажется прав и доходы сильно упадут в четвертом квартале.
По предварительной оценке Минфина исполнения федерального бюджета за январь — сентябрь 2015 года, объем поступивших доходов составил 10,143 млрд руб., расходов — 10,933 млрд руб., дефицит — 789,615 млрд руб. Получается, что для того, чтобы выйти на запланированный показатель, дефицит в четвертом квартале должен составить 1,376 трлн руб., а совокупные доходы за квартал — 3,108 трлн руб., или чуть более 1 трлн руб. в месяц.
Между тем уже четыре месяца (июнь — сентябрь) доходы бюджета держатся на более высоком уровне (около 1,2 трлн руб.). В сентябре, по предварительным данным Минфина, они составили 1,183 трлн руб. За третий квартал бюджет получил около 3,5 трлн руб.
То есть в четвертом квартале Минфин ожидает потерю примерно 400 млрд руб. бюджетных доходов по сравнению с третьим кварталом. Но предпосылок для этого немного. Некоторое снижение нефтегазовых доходов из-за чуть более крепкого, чем в августе — сентябре, рубля, может быть компенсировано за счет ненефтегазовых доходов благодаря улучшению динамики ВВП в четвертом квартале.
Текущие оценки аналитиков по поступлению налогов и таможенных платежей и сборов в октябре свидетельствуют о том, что существенного падения доходов не происходит и они составят 1,1–1,2 трлн руб. Например, «Открытие Брокер» считает, что общий поток в бюджет составит около 1,15 трлн руб.
Аналитики Sberbank CIB ранее отмечали, что в четвертом квартале месячные доходы бюджета обычно увеличиваются. По их мнению, за весь год доходы могут составить 13,7–14 трлн руб., а не 13,25 трлн руб. Дефицит бюджета, таким образом, может составить 1,4–1,7 трлн руб., а не 2,166 трлн руб. Поменяют ли они свое мнение после общения с представителем Минфина, пока неизвестно.
Вопрос величины дефицита важен с двух точек зрения. Во-первых, если он окажется значительно ниже планового показателя, то это будет означать, что ведомство занижает свои оценки и в бюджете следующего года (внесен в Госдуму 23 октября) доходы также, вероятнее всего, окажутся выше запланированных 13,738 трлн руб. (расходы заложены в размере 16,098 трлн руб.) и дефицит выйдет ниже предполагаемых 2,36 трлн руб.
При этом если какие-то из ключевых вводных будут выше прогнозируемых (цена на нефть $50 за баррель, курс доллара 63,3 руб., рост ВВП 0,7%), то дефицит вообще может оказаться минимальным. Оптимистичный прогноз на 2016 год, по мнению Владимира Веденеева, начальника управления инвестиций УК «Райффайзен Капитал», может выглядеть так: средняя цена нефти $60, а обменный курс будет находиться в диапазоне 60–65 руб. за доллар.
Доходы бюджета на следующий год выглядят несколько заниженными и по той причине, что номинальный ВВП, как предполагается, вырастет по сравнению с нынешним годом примерно на 5 трлн руб., до 78,763 трлн руб (при падении ВВП на 1% рост в номинале составит около 3,6 трлн руб.).
Во-вторых, высокие доходы и относительно низкий дефицит позволят Минфину сэкономить средства Резервного фонда, в котором на 1 октября 2015 года было 4,67 трлн руб. На настоящий момент в бюджет перечислено 900 млрд руб., для чего начиная с февраля по август было продано $9,324 млрд, €3,121 млрд и £1,034 млрд.
Министр финансов Антон Силуанов на заседании бюджетного комитета Госдумы недавно заявил: «Мы предусматривали в этом году израсходовать из Резервного фонда 3,074 трлн руб., по последним оценкам, мы израсходуем 2,62 трлн руб.» (цитата по РИА «Новости»).
Правда, непонятно, каким образом Минфин получает эту цифру 2,62 трлн при дефиците бюджета в 2,1 трлн. Возможно, что ведомство считает уменьшение средств в Резервном фонде от какого-то максимального значения, или пересчитывает валютные расходы по максимальному курсу, или плюсует туда расходы из Фонда национального благосостояния.
На запрос «Газеты.Ru» относительно расходования средств Резервного фонда и бюджетных прогнозов на октябрь — декабрь Минфин на момент подготовки данного материала не ответил.
Если бюджетные доходы в четвертом квартале этого года не сократятся, то из Резервного фонда до конца года может быть израсходовано менее 1 трлн руб., и в 2016-й страна войдет с запасами наличных почти на 4 трлн руб., что позволит спокойно пережить следующий год и сохранить достаточно средств на 2017 и 2018 годы, когда в России пройдут выборы президента.