«Наша экономика не порвана в клочья, но мы не чувствуем себя хорошо, мы переживаем спад, сокращение реальных доходов населения» — так описал «новую экономическую реальность» первый вице-премьер Игорь Шувалов, правда добавив, что «ситуация под контролем», да и вообще «плохо сейчас всем».
Среди главных причин, почему в мире нет стран, которые жили бы припеваючи, – падение нефтяных цен и сокращение темпов роста китайской экономики.
Он напомнил, что еще в прошлом году западные эксперты предсказывали России жесткое падение ВВП «вплоть до 10%», а также гиперинфляциию. «Этого не произошло», — порадовался первый вице-премьер. По его словам, то, что пока ситуация не катастрофическая, — заслуга правительственного антикризисного плана: «Правительство работает, чтобы ситуацию мягко разрешить».
Так себе план
Действует правительство даже слишком мягко, посчитала глава Счетной палаты Татьяна Голикова, которую консервативное исполнение плана решительно не устроило. По ее словам, с точки зрения практической реализации план не выполнен на 36,7%.
Антикризисный план правительства де-факто не сработал, считает глава Счетной палаты.
Правительство достаточно своевременно приняло решение о поддержке банковского сектора (на 1 трлн руб. через механизм ОФЗ). Одним из ключевых условий программы докапитализации было наращивание кредитного портфеля самым значимым отраслям экономики не менее 1% в месяц. «Мы провели мониторинг по десяти банкам, принявшим участие в программе. Среднемесячный темп роста кредитования за июль — август по этой группе банков составил более 1%», — отметила первые результаты программы глава Центробанка Эльвира Набиуллина.
А вот реальный сектор, в частности малый и средний бизнес, по большому счету поддержки не получил. «Доступность кредитования МСБ снижается, а портфель кредитов ему сократился за восемь месяцев на 4,2%», — сказала глава ЦБ.
Программа помощи по ипотечным кредитам также фактически не реализуется. В то время как АИЖК было докапитализировано на 4,5 млрд руб., на 1 октября был реструктурирован всего один ипотечный кредит, при этом сумма возмещения составила 200 тыс. руб., отметила Голикова. По словам Шувалова, ипотечные заемщики сейчас не в критической ситуации, поэтому «лучше поприжать эти средства».
Кроме того, так и не заработал механизм госгарантий.
В антикризисном плане предусматривается предоставление в этом году госгарантий свыше 350 млрд руб. Однако они так не были предоставлены ни в рамках проектного финансирования, ни по господдержке экспорта.
«Работа по предоставлению госгарантий идет медленно. Я не оправдываю тут министра финансов, но надо понимать, что он несет по ним личную ответственность», — вступился за Антона Силуанова первый вице-премьер.
Денег нет
Хотя министр финансов, казалось, не слишком интересовал парламентариев.
Куда больше их разгневал отсутствующий в Госдуме министр экономического развития Алексей Улюкаев, чье ведомство посчитало, что продлевать антикризисный план на 2016 год не нужно: денег на это все равно нет, поэтому лучше вернуться к плановой работе.
Последняя, видимо, подразумевала, в частности, стимулирование российского несырьевого экспорта, о чем министр как раз в это время рассказывал на конференции в Международном центре торговли, после чего поспешил в Горки на экспертный совет по бюджету.
«150 млрд руб. в кризис — это уже не деньги?» — возмущался председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров (16 октября Госдума одобрила правительственный законопроект, предусматривающий создание антикризисного резерва в 150 млрд руб. на следующий год).
«Неясно, планирует ли правительство подготовку нового антикризисного плана, как будет обеспечена преемственность между мероприятиями плана 2015 и 2016 годов», — недоумевала Голикова.
«Антикризисный план — это не догма», — пояснил, не внеся, впрочем, никакой ясности, первый вице-премьер.
Не меньше вопросов у депутатов вызвала растущая задолженность регионов — с начала года она выросла на 4%, до 2,173 трлн руб. При этом объем предусмотренных бюджетных кредитов субъектам на этот год составляет до 310 млрд руб. (кассовое исполнение на 1 сентября — 108 млрд руб.).
«Мы готовы вместе с депутатами при подготовке бюджета ко второму чтению рассматривать вопрос об увеличении кредитной поддержки субъектам. Но вопрос об амнистии долгов регионов перед бюджетом не стоит», — отрезал Силуанов.
Зато перед Минфином стоит вопрос привлечения средств россиян, которые пока, по словам депутатов, «прячут деньги под подушкой». «Если вы, депутаты Госдумы, поддержите (инициативу правительства), то с будущего года граждане РФ смогут покупать федеральные облигационные займы, участвовать в размещении займов Минфином», — обнадежил Шувалов.
Нервные сигналы
«Правительство работает спокойно. Мы не подаем нервных сигналов», — успокаивал первый вице-премьер, рассказывая о предстоящих на рынке банкротствах.
Он привел в пример СУ-155, отметив, что сложно учесть локальные и федеральные интересы, особенно, когда задействованы средства кредиторов. И уточнил, что главное — люди, а спасать компании, как в прошлый кризис, правительство не намерено.
Однако судьба девелопера присутствующих интересовала мало. Куда более актуальной оказалась ситуация с авиакомпанией «Трансаэро», которая как раз очень нервировала депутатов. После несостоявшейся сделки с «Аэрофлотом» долю в «не менее 51% акций» проблемного перевозчика довольно неожиданно купили акционеры S7.
Примечательно, что никто из присутствующих на пленарном заседании так и не назвал вслух компанию S7. Взволнованные законодатели предпочитали размытые формулировки, что «происходит какое-то движение» вокруг «Трансаэро», что появился «кто-то», кто купит остатки проблемной компании, после того как «Аэрофлот» проделал «большую часть работы».
«Рынок перевозок — очень сложный, и перевозчики время от времени с него исчезают, — начал издалека Шувалов. — «Трансаэро» продержалась на таком сложном рынке 25 лет». Потом он вспомнил, как правительство выделило им в этом году 9 млрд госгарантий, но последняя волна девальвации свела на нет попытки федеральных властей спасти компанию, которая даже не смогла консолидировать пакет акций, чтобы передать его «Аэрофлоту».
«Трансаэро» с рынка уйдет, маршруты получат другие линии и авиаперевозчики, лучшая часть авиапарка будет передана другим авиакомпаниям.
А с банками, которые кредитуют и подпитывают капиталы лизинговых кампаний, возможно, придется работать по теме докапитализации», — резюмировал Шувалов.