Duty Free встречает по прилете

В России планируют открыть первый магазин беспошлинной торговли в зоне прилета

Дмитрий Петроченко/ТАСС
В России планируют разрешить магазины беспошлинной торговли в зоне прилета аэропортов. Для этого будут внесены соответствующие поправки в кодекс Таможенного союза. Первую точку Duty Free по прибытии хотят открыть в аэропорту Владивостока. Пока доля России в общемировом объеме продаж магазинов беспошлинной торговли составляет всего 1,6%. Впрочем, аналитики полагают, что для увеличения продаж в Duty Free прежде всего необходимо привести цены в соответствие с зарубежным уровнем.

В России могут появиться магазины беспошлинной торговли Duty Free в зонах прибытия. Первопроходцем планирует стать международный аэропорт Владивостока, где завершился конкурс на право аренды коммерческих площадей под точки Duty Free в зоне прилета международных авиалиний.

В настоящее время в России не осуществляется беспошлинная торговля в зонах прилета. Магазины Duty Free в России расположены только в зонах вылета, в то время как более чем в 60 странах мира они работают и на прибытии.

В июне 2015 года Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), кроме представителя Белоруссии, поддержала инициативу открытия в зонах прибытия российских аэропортов магазинов Duty Free. Планируется, что в течение ближайших месяцев в кодекс Таможенного союза будет внесена соответствующая поправка.

Как уточнил гендиректор компании «Дера-Владивосток», выигравшей конкурс на аренду коммерческих площадей в аэропорту Владивостока под магазины Duty Free, заседание по вопросу внесения поправок в кодекс состоится на межправительственном уровне в октябре 2015 года.

На прилете магазины беспошлинной торговли уже функционируют в таких странах, как Канада, Австралия, Китай, Египет, ОАЭ, Норвегия, в ряде аэропортов Северной Америки и Юго-Восточной Азии. При этом в большинстве европейских аэропортов беспошлинной торговли в зоне прилета нет.

В московском аэропорту Шереметьево сообщили «Газете.Ru», что «не исключают возможность в перспективе открыть магазины в зоне выдачи багажа». Московские аэропорты Домодедово и Внуково не смогли предоставить оперативный комментарий «Газете.Ru» относительно того, планируют ли они открытие магазинов Duty Free в зонах прилета.

Общемировой объем продаж в магазинах беспошлинной торговли в 2014 году оценивается в $63,5 млрд, из них почти 40% приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион, сообщает международная ассоциация Tax Free World Association (TFWA).

Эта сумма включает в себя продажи не только в аэропортах, но и на борту авиалайнеров, портах и других местах расположения беспошлинной торговли. Доля России в мировом объеме составила 1,6%. Такой же уровень демонстрируют продажи в магазинах Duty Free в Бразилии, Норвегии и Испании.

Согласно рейтингу независимой консалтинговой Generation Research, первое место в списке самых крупных аэропортов мира по объемам продаж в магазинах беспошлинной торговли по итогам 2014 года занял южнокорейский международный аэропорт Сеула Инчхон, потеснивший на этой строчке предыдущего лидера рейтинга — эмиратский аэропорт в Дубае.

Среди европейских аэропортов, представленных в первой десятке рейтинга, значатся только лондонский Хитроу (с объемом продаж более $1 млрд за 2014 год), парижский Шарль де Голль (более $800 млн) и немецкий Франкфурт-на-Майне (более $700 млн).

Что касается России, то наиболее успешным признан московский аэропорт Шереметьево: в 2014 году, по данным Generation Research, он занял 38-ю строчку, всего на две ступени опередив основного конкурента — Домодедово.

Годовой объем продаж в магазинах беспошлинной торговли в обоих московских хабах составил более $200 млн, как и у петербургского аэропорта Пулково, расположившегося на 49-й строчке рейтинга.

По данным TFWA, в 2014 году продажи в магазинах Duty Free в России упали на 9,2% в годовом исчислении при пересчете в доллары США.

В пересчете на рубли объем продаж вырос — на 7,4%, уточняется в докладе ассоциации.

Впрочем, аналитики сомневаются, что открытие магазинов беспошлинной торговли в зоне прилета способно существенно увеличить объемы продаж в аэропортах. «Цена в российских Duty Free настолько высока, что гораздо выгоднее и проще купить товар в зарубежном аэропорту вылета, чем по прилете в Россию, — полагает сотрудник Высшей школы экономики Андрей Крамаренко. — Это может быть интересно только в том случае, если то, что вы купили в зарубежном Duty Free, вы уже выпили во время полета, ничего не осталось, а хочется еще и прямо сейчас».