В Киев на перекладных

С 25 октября прямое сообщение между Украиной и Россией прекращается

РИА «Новости»
Украинская госавиаслужба вводит запрет на полеты всех российских авиакомпаний. Таким образом, под запрет попадают и прямые рейсы российской авиакомпании «ЮТэйр», единственного перевозчика, который имел право осуществлять прямое сообщение после 25 октября. Пассажирам ничего не остается, как пользоваться транзитными рейсами, что приведет к увеличению и времени полета, и стоимости билетов.

Украина с 25 октября полностью перекроет воздушное сообщение с Россией в связи с отсутствием ответа от Росавиации по российским санкциям против украинских авиакомпаний. Об этом говорится в сообщении госавиаслужбы Украины. «Такая мера будет применена ко всем российским авиакомпаниям и будет действовать до отмены запретов, введенных авиационными властями России в отношении украинских авиакомпаний. После отмены запретов российской стороной российские авиакомпании, не попавшие в санкционный список (Украины. — «Газета.Ru»), смогут осуществлять полеты в Украину», — говорится в сообщении.

Сегодняшнее заявление госавиаслужбы Украины касается в первую очередь российской авиакомпании «ЮТэйр». Она была единственной российской авиакомпанией, осуществляющей рейсы между двумя странами, которая не попала в сентябрьский санкционный список Украины.

Глава авиаперевозчика Андрей Мартиросов заявлял, что авиакомпания намерена увеличить частотность рейсов на российско-украинском направлении, не уточняя, какое количество дополнительных рейсов планируется ввести.

Взаимоотношения двух стран в авиаотрасли накалились в середине сентября, когда президент Украины Петр Порошенко подписал указ о введении нового пакета санкций против России.

В списки были включены российские авиакомпании «Аэрофлот», «Трансаэро», «Уральские авиалинии», «Сибирь», «Россия», «Оренбургские авиалинии», «Ямал», Red Wings, «ВИМ-Авиа», «Газпромавиа» и нескольких других перевозчиков, а также десятки других юридических лиц из России. Всего в списке значатся 25 авиакомпаний из России, в том числе уже не существующие — татарстанская «Ак Барс Аэро» и воронежский «Полет».

Но около недели даже авиационные власти Украины не могли дать точного ответа, что именно означает этот список и действительно ли Киев решился на такой запрет — ведь он ударит и по украинским гражданам в том числе. 25 сентября украинское мининфраструктуры начало отправлять уведомления о запрете полетов в период зимней навигации — 2015/16 (то есть с 25 октября 2015 года) российским авиалиниям.

Спустя несколько дней российский Минтранс ввел зеркальный запрет в отношении украинских авиакомпаний на выполнение полетов по российским маршрутам с 25 октября.

Запрет Росавиации, введенный в соответствии с поручением Минтранса России, будет действовать до тех пор, пока решение украинских властей в отношении российских авиакомпаний не будет отменено, отмечается в сообщении ведомства. При этом в Росавиации подчеркивали, что «более 70% пассажиров всех рейсов между двумя государствами формируют именно украинцы».

Все российские авиакомпании, попавшие под украинские санкции, уже прекратили продажу авиабилетов на этом направлении с вылетом после 25 октября. Купить билеты можно еще на рейсы, которые выполняет «ЮТэйр», поскольку авиаперевозчик не вошел в первоначальный санкционный список. При этом если еще месяц назад можно было купить билет из Москвы в Киев «туда-обратно» на декабрь за 8–9 тыс. руб., то сейчас цена на прямой рейс в декабре выросла до 15 тыс. руб. За чуть меньшую сумму — около 12 тыс. руб. — в Киев из российской столицы можно долететь с пересадкой в Минске на белорусских авиалиниях Belavia.

Прибалтийский авиаперевозчик Air Baltic уже разослал своим постоянным клиентам релиз, рекламирующий транзитный перелет из Москвы и Санкт-Петербурга в Киев. «Никакой шенгенской визы и удобный транзитный полет не более 4 часов», — говорится в письме Air Baltic.

Вопрос запрета прямого авиасообщения исключительно политизированный, уверен главный редактор «Авиапорта» Олег Пантелеев. «В нынешней ситуации реализован худший сценарий, который был в 2008 году между Россией и Грузией, пассажирам остается выбирать только маршруты с пересадкой, при этом увеличивается как продолжительность перелета, так и его стоимость», — считает эксперт.

Выход на рынок прямого авиасообщения между Россией и Украиной какой-либо зарубежной авиакомпании маловероятен, полагает Пантелеев.

«Ни у одной зарубежной авиакомпании нет прав по пятой свободе (пятая свобода воздушного пространства в коммерческой авиации предполагает право авиакомпании на полет между двумя иностранными государствами без посадки в «родной» для авиаперевозчика стране. — «Газета.Ru»), — пояснил «Газете.Ru» Пантелеев. — Теоретически такие шансы могли бы быть у той же белорусской Belavia, которая в силу географической близости находится в дружественных отношениях с обеими странами, а также взаимодействует с российскими и украинскими политиками через минскую четверку. Но в нынешнем вопросе, когда идет речь о коммерческих интересах авиакомпаний, это очень маловероятно».