Займите места согласно купленным билетам
Российские авиакомпании в пятницу сообщили информацию, которую ждали сотни тысяч клиентов «Трансаэро», а именно — даты, после которых пассажиры смогут только вернуть затраченные средства. Первоначальным сроком окончания перевозки была выбрана середина октября. Предполагалось, что уже 5 октября будут остановлены международные рейсы «Трансаэро» с вылетом из России, 15 октября — рейсы по России. Вывозить пассажиров из-за рубежа, согласно сообщению «Аэрофлота», собирались совместными силами двух компаний.
Такие даты грозили обернуться негативными последствиями для туристического рынка, поскольку основные туристические программы туроператоров заканчиваются 15 октября.
Непросто пришлось бы и тем, на кого возложена задача по возврату денежных средств. По данным Ростуризма, только в октябре «Трансаэро» должна была перевести почти 400 тыс. пассажиров, а в ноябре — почти 60 тыс.
Однако позже вечером авиакомпании объявили о том, что срок действия билетов был продлен до 15 декабря. В случае если вылет по билету, как по России, так и за рубеж, состоится до 0:00 15 декабря, то полет состоится. После этой даты несостоявшиеся пассажиры могут обратиться за возвратом средств.
По предварительным данным «Аэрофлота», к этому дню будет осуществлена перевозка 95% пассажиров авиакомпании «Трансаэро».
Авиакомпании делят линии
Перевозка пассажиров может производиться не только на самолетах «Трансаэро». Как заявлял ранее на этой неделе министр транспорта Максим Соколов, «все пассажиры, купившие билеты «Трансаэро», будут перевезены самой компанией», во всяком случае, до момента наступления банкротства. Эта дата достаточно расплывчатая, потому что уже произошло несколько случаев, когда международные зарубежные аэропорты приостанавливали обслуживание рейсов компании (последний такой случай произошел в начале октября в Ларнаке). Помимо этого, с сайта «Трансаэро» уже исчезло расписание рейсов и осталась только информация о возврате билетов.
По этим причинам в случае необходимости будут подключены авиакомпании группы «Аэрофлот», «S7», «ЮТэйр», «Уральские авиалинии», «Таймыр» и другие.
Тем не менее конкретной информации, кто именно и в каком размере будет помогать «Трансаэро» развозить пассажиров, пока нет. Отчасти это можно объяснить и заинтересованностью отдельных компаний в получении новых маршрутов и привлечении клиентов.
Например, «Аэрофлот» намерен перевезти всех клиентов «Трансаэро» по международным маршрутам самостоятельно, поскольку в дальнейшем рассчитывает на получение международных маршрутов, сообщает ТАСС со ссылкой на источник в авиационных кругах. «Аэрофлот» не хочет привлекать конкурентов — S7, «Уральские авиалинии», «Таймыр» — для перевозки пассажиров «Трансаэро» в расчете на получение всех прав будущего банкрота на международные перевозки. До сих пор в общении с этими авиакомпаниями нет никакой конкретики», — заявил источник.
Другие авиакомпании подключаются к работе на внутренних линиях. С 12 октября на маршруте Москва – Благовещенск – Москва «Трансаэро» заменит компания «Вим-Авиа», говорится на сайте правительства Амурской области. Перевозчик будет осуществлять ежедневный рейс туда-обратно.
Как отмечает руководство области, «при необходимости компания готова увеличить количество рейсов. Также проводится работа по привлечению других авиакомпаний на этот маршрут. От руководства одной из компаний уже получено устное согласие».
О своей готовности перевозить пассажиров с билетами «Трансаэро» заявили и в «Уральских авиалиниях».
Что в это время делать путешественникам
Несмотря на то что пока что ситуация разрешается для клиентов по благоприятному сценарию (пассажирам пообещали и развезти их по пунктам назначения, и вернуть денежные средства), расслабляться путешественникам не стоит. До конца года владельцам билетов «Трансаэро» следует осуществлять мониторинг информации по вылету в регулярном режиме.
«Поскольку речь идет о том, что пассажиров будут вывозить не только рейсами «Трансаэро», может меняться не только название АК, но время и даже дата вылета, — прогнозирует пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина.
— Перевозка будет оптимизироваться. Если рейс полный, он так и улетит, а если два рейса полупустых, то их, конечно, будут объединять, чтобы не платить за два самолета».
По этой причине пассажиры все время должны быть на связи. У многих пассажиров фактическое время вылета не будет совпадать с временем, указанным на билете, заявила она «Газете.Ru». Причем это касается как самостоятельных путешественников, так и купивших путевку. Перед днем отъезда следует связаться с туристической компанией или авиаперевозчиком и уточнить информацию по вылету.
С более серьезными проблемами могут столкнуться отдельные туристы, которые приобрели путевку с вылетом рейсами «Трансаэро» после 15 декабря.
<3>Крупнейший туристический партнер авиакомпании — туроператор «Библио Глобус» (в настоящее время за рубежом находится почти 45 тыс. его клиентов) — уже договорился о перевозке по зимним программам с «Аэрофлотом», но решение по остальным турфирмам будут решаться до конца года.
Большинство операторов будут в срочном порядке искать другого перевозчика на зимние программы, объясняет Тюрина. По словам пресс-секретаря Ростуризма Ирины Щегольковой, как будет развиваться ситуация с этими туристами, пока ясности нет.
По закону о туристской деятельности туроператор отвечает за все услуги, входящие в турпакет, даже если это услуги третьих лиц, например авиакомпании. Поэтому в ситуации с приобретенным турпакетом, скорее всего, оператор будет обязан обеспечить клиента перевозкой за свой счет, полагает Тюрина. Или же, в крайнем случае, клиент останется без отдыха с аннулированным туром.
С другой стороны, таких туристов совсем немного. Из-за слабого спроса, скачущих курсов валют, нестабильной ситуации на рынке глубина продаж путевок у турфирм серьезно снизилась, и активная продажа зимних туров до сих пор не началась.