Цены на автомобильное топливо могут несколько снизиться к концу года. Об этом заявил в понедельник глава управления антимонопольного и тарифного регулирования топливно-энергетического комплекса Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Махонин.
По его словам, на данный момент ситуация с топливными ценами на российском рынке стабильная, но с середины-конца октября и до конца года «будут предпосылки для снижения». «Мы увидим корректировки вниз», — отметил Махонин.
Как пояснил чиновник «Газете.Ru», ожидаемое снижение является традиционным и связано с сезонным фактором (снижение потребления бензина в осенне-зимний период). В третьем квартале начинается снижение оптовых цен, которые уводят вниз и розницу.
«Но если в прошлом году пик оптовых цен был во второй половине октября, то в текущем — во второй половине августа, — отмечает Махонин. — Сейчас уже на протяжении двух недель мы наблюдаем тренд к снижению биржевых и крупнооптовых цен».
По данным Thomson Reuters Kortes, за прошлую неделю биржевые цены на бензин «Регуляр-92» в среднем по России снизились на 1,56% и составили 39,855 тыс. руб. за тонну. Крупный опт подешевел на 1,35% (до 40,42 тыс. руб.). Однако мелкий опт и розница подорожали, хотя и весьма незначительно — до 44,189 руб. за тонну (+0,08) и 34,26 руб. за литр (+0,3%).
Бензин «Премиум-95» в биржевом секторе подешевел на 1,01%, до 41,973 тыс. руб. за тонну. Цена крупного опта снизилась на 1,46% и составила 42,605 тыс. руб. Мелкий опт здесь также подорожал — на 0,2%, до 45,971 тыс. руб. за тонну. Розница подорожала приблизительно на 0,27%, до 36,91 руб. за литр.
Дмитрий Махонин напоминает, что в пик роста оптовых цен летом многие АЗС (речь идет о частниках, не входящих в структуру вертикально интегрированных нефтяных компаний) вынуждены были работать в ноль или даже в убыток.
«С начала года розница подорожала на 4–5%, а опт — на 30%, поэтому на конкурентном рынке АЗС многие работают на грани рентабельности», — отмечает и президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша.
«Со снижением цен опта маржинальность заправочного бизнеса повысится, — говорит Махонин. — В связи с этим к концу года розничные цены на АЗС могут снизиться на 0,5–1 руб. за литр».
В середине января средние цены на российском топливном рынке, по данным Thomson Reuters Kortes, составляли 32,5 руб. за литр «Регуляр-92» и 35,18 руб. за литр «Премиум-95».
Евгений Аркуша предупреждает, что в любом случае все будет зависеть от того, на сколько снизятся оптовые цены и продолжат ли они снижение вообще.
Следует отметить, что падение мировых цен на нефть на стоимость российских нефтепродуктов никак не повлияло. С середины прошлого лета баррель североморской нефти Brent, к которой привязана цена российской Urals, подешевел с $110 до $48,95. При этом топливные цены в прошлом июле были даже ниже, чем сейчас.
Аркуша указывает, что Россия нефть не закупает, при этом себестоимость ее добычи остается прежней, а инфляция и рост налогового бремени в нефтяном секторе приводят к тому, что внутренние цены на нефть в РФ не только не снижаются, а в некоторые периоды даже превышают прошлогодние.