Премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил «коллегам из министерств» внести в Госдуму поправки в действующее законодательство о переходе на однолетний бюджетный цикл.
«Нам предстоит разработать непростой бюджет, в целом очень высокие неопределенности в цене нефти и газа, а соответственно, и в курсе рубля. Есть большие риски. Поэтому мы хотим обратиться к депутатам Государственной думы, чтобы перейти на однолетний цикл бюджета», — сказал он во вторник на встрече с партактивом «Единой России».
Министр финансов Антон Силуанов, поясняя необходимость отказа от трехлетнего бюджетного планирования, также сослался на высокую волатильность на мировых сырьевых и финансовых рынках, которая повышает риски ошибок при прогнозировании.
«Сценарии развития экономики, основанные на цене нефти $40 за баррель и $60 за баррель, резко отличаются по прогнозу динамики развития экономики и параметров бюджета. А значит, эти сценарии будут требовать разных мер экономической политики», — пояснил он.
Вместе с возвращением к подготовке бюджета на один год (так было до 2006 года) Минфин хочет сдвинуть сроки внесения в Госдуму главного финансового документа страны с 1 октября на 25 октября.
Чтобы минимизировать вероятность ошибок при подготовке бюджета, «мы предлагаем взять паузу для более детальной оценки складывающейся ситуации», говорит Антон Силуанов.
Пауза нужна для того, чтобы Минэкономразвития смогло доработать среднесрочный прогноз. Ранее глава ведомства Алексей Улюкаев рассказывал, что в базовом сценарии предполагается понизить прогнозную стоимость барреля нефти марки Urals с ранее предполагавшихся $55, но она не будет меньше $50. В этом случае среднегодовой курс рубля, вероятнее всего, составит 62–65 руб. за доллар.
По словам министра, Минэкономразвития понизит оценку по темпам роста ВВП с нынешних 2,3 до 1–2%.
Большинство экспертов, правда, полагают, что рост не превысит 1%. Последний консенсус-прогноз, представленный институтом «Центр развития» Высшей школы экономики, понижен с 0,7 до 0,3%.
«Если цены на нефть уйдут в район $60 за баррель, то российская экономика будет болтаться около ноля. Если упадут до $30, то ВВП рухнет еще процента на четыре», — полагает Владимир Назаров, директор Научно-исследовательского финансового института Минфина России.
Инициативы Минфина поддержали в администрации президента. Помощник главы государства Андрей Белоусов сказал, что с учетом большой экономической неопределенности есть смысл в виде исключения отказаться от подготовки бюджета на трехлетку и принять бюджет только на 2016 год, «просчитав чисто индикативно параметры еще на два года».
Глава комитета по бюджету и налогам Госдумы Андрей Макаров также с пониманием отнесся к новым бюджетным инициативам, сказав, что прогнозировать доходы бюджета на трехлетку «практически бесперспективно».
Экс-министр финансов Алексей Кудрин полагает, что переход на однолетний цикл был неизбежен. Но, на его взгляд, причина этого не в неопределенности конъюнктуры.
«Это произошло из-за ошибок в прогнозах и отсутствия реформ в прежние годы. Методы бюджетного планирования должны обеспечивать в целом стабильность выполнения обязательств государства независимо от конъюнктуры», — написал Кудрин в Twitter.
Действия правительства де-факто означают, что власти не имеют четкой экономической политики, а продолжают реагировать на внешние и внутренние раздражители в «ручном режиме». Оно не представляет, как выходить из кризиса, как проводить пресловутое импортозамещение, как эффективно поддерживать несырьевой экспорт, что нужно малому и среднему бизнесу и т.д. Чиновники надеются, что кризис скоро закончится и все само собой наладится.
Единственное, что предпринимается, это сокращение бюджетных расходов. Минфин продавил на этом пути почти всех, осталось лишь добиться согласия от Владимира Путина по поводу отказа от индексации пенсий в 2016 году на уровень инфляции (по итогам этого года она ожидается на уровне около 12%).
Но бюджетная консолидация без реформ и без поддержки (в том числе и финансовой) предпринимательской активности ведет лишь к консервации проблем.
Кроме того, вероятно, что такой подход и к бюджетному процессу, и к экономической политике свидетельствует о том, что власти страны опасаются новых внешних шоков (дальнейшего падения цен на нефть или нового раунда санкций), а потому считают бесполезным тратить силы на разработку среднесрочных антикризисных программ. Поэтому практически нетронутыми остаются военные расходы в размере 4% ВВП. Такой у нас получается бюджет военного времени.