Дешевые билеты улетают с «Трансаэро»

Объединение крупнейших в России авиакомпаний может привести к росту цен на авиабилеты

airportspotting.com
Первого сентября было объявлено о создании единой крупнейшей авиационной группы в России. Группа «Аэрофлот» приобретет вторую по величине пассажирооборота авиакомпанию страны — «Трансаэро». Чем обусловлено такое решение и как объединение скажется на рынке пассажирских авиаперевозок, разбиралась «Газета.Ru».

О том, что группа «Аэрофлот» приобретет 75% + 1 акцию авиакомпании «Трансаэро», стало известно 1 сентября после межведомственного совещания под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова.

Основным условием одобрения со стороны правительства стало выполнение «Аэрофлотом» всех обязательств по перевозке пассажиров.

Еще одно условие — не допустить резких изменений кадровой политики и сокращения персонала. При этом Шувалов дал поручение ФАС следить за ситуацией на рынке авиаперевозок в связи с грядущей сделкой.

Как сообщил «Газете.Ru» источник, близкий к обсуждению вопроса, перед регулирующими органами встал выбор: либо продажа «Аэрофлоту», либо банкротство.

Против банкротства выступали представители транспортного блока в правительстве, опасавшиеся громкого общественного резонанса и возможных кадровых смещений, которые бы последовали за крупным банкротством.

По состоянию на 1 августа «Трансаэро» продало 1,5 млн билетов, из которых 1,4 млн — с датой вылета до конца октября 2015 года, сообщается в материалах Минтранса (имеется в распоряжении «Газеты.Ru»).

В августе «Трансаэро» проводило несколько масштабных распродажных акций с вылетами по весну 2016 года, тем самым, по сути, захватывая пассажиров в заложники. За последний месяц у авиакомпании были замечены такие тарифы, как Москва — Берлин за 5,3 тыс. руб., Москва — Вена за 7,4 тыс., Екатеринбург — Вена за 4,8 тыс., Москва — Вильнюс за 2,4 тыс., Москва — Дели за 12,2 тыс., Москва — Ростов-на-Дону за 2,15 тыс., Москва — Новосибирск за 6,7 тыс. руб. Все тарифы указаны за билеты «туда-обратно», включая сопутствующие сборы.

Финансовый коллапс

Финансовые показатели авиакомпании значительно ухудшились не только по итогам прошлого года. Положение компании не стало лучше и после получения кредита от ВТБ на 9 млрд руб. по правительственным госгарантиям в январе 2015 года. Уже в мае, по данным «Газеты.Ru», в пуле кредиторов авиакомпании велось обсуждение вопроса о реструктуризации задолженности перевозчика, после которого авиакомпания, по неофициальной информации, намеревалась запросить новые госгарантии. Представители авиаперевозчика, правда, опровергали эти сообщения.

Тем не менее, по данным «Газеты.Ru», компания «Трансаэро» все же обратилась за получением дополнительной госгарантии на сумму 1,5 млрд руб.

Несмотря на планы по выходу из кризиса, операционный убыток «Трансаэро» за второй квартал 2015 года составил 8,1 млрд руб., увеличившись более чем в два раза с 3 млрд руб. в первом квартале текущего года. В пересчете на пассажира убыток составил 2,3 тыс. руб.

Как указывается в материалах Минтранса (имеются в распоряжении «Газеты.Ru»), на 18 августа объем кредиторской задолженности составил 82 млрд руб., из которых около 40 млрд — в валютных кредитах в пересчете на рубли по текущему курсу, а 42 млрд руб. — это кредиты в рублях.

Финансовые и операционные заимствования «Трансаэро» в долгосрочном периоде составили около 150 млрд руб. Задолжала авиакомпания и контрагентам: долг перед «Роснефтью» превысил 4,1 млрд руб., перед «Газпром нефтью» — 5,2 млрд руб. В августе иск на 1,3 млрд руб. к «Трансаэро» подал банк «ФК Открытие».

Что дальше?

Опасаться транспортных коллапсов пассажирам не стоит. По заявлениям источника «Газеты.Ru», знакомого с ситуацией, сделку было решено произвести для того, чтобы «не было отмененных рейсов». Но появление на рынке крупной авиационной группы, на долю которой придется около 40% всех пассажирских авиаперевозок в стране (исходя из текущих статистических показателей Росавиации), по мнению многих экспертов, неизбежно повлечет за собой и рост цен на билеты.

«Усиление монополизации никогда не отражалось на стоимости услуг в сторону их снижения, это общий экономический закон», — уверен председатель Союза пассажиров Кирилл Янков.

По его словам, «возникает суперперевозчик, который будет иметь больше половины рынка международных авиаперевозок и перевозок из Москвы в другие города».

С тем, что стоимость авиабилетов на некоторых направлениях увеличится, согласен и независимый авиационный аналитик, сотрудник Высшей школы экономики Андрей Крамаренко. «На внутренних авиалиниях цена останется практически без изменений, — отметил он в разговоре с «Газетой.Ru». — В этом году введением фиксированных тарифов «Аэрофлот» показал правительству, что готов пойти на определенный компромисс». Но вряд ли это будет применено к рейсам на международных маршрутах, особенно на тех, на которых оперировали только «Аэрофлот» и «Трансаэро».

«Для чиновников тарифы в Бангкок или Пхукет с точки зрения возможного общественного резонанса малоинтересны, самое главное, чтобы дальневосточные тарифы были приемлемы», — отметил Крамаренко.

Особой головной болью может обернуться объединение двух перевозчиков для тех туроператоров, которые планировали заключать с «Трансаэро» договоры на чартерную перевозку. Если поручение правительства и предусматривает сохранение всех обязательств перед пассажирами, то касается ли это решение обязательств «Трансаэро» перед юридическими лицами, каковыми являются туроператоры?

Чартерный бизнес не является основным или, по крайней мере, особенно интересным для «Аэрофлота».

В первой половине прошлого года, до банкротства туроператоров «Идеал-Тур» и «Лабиринт», чартерными перевозками активно занималась одна из «дочек» «Аэрофлота» — «Оренбургские авиалинии». После череды крупных банкротств среди туроператоров летом 2014 года «Оренбургские авиалинии» переключились на регулярную перевозку. А выручка от чартерных пассажирских перевозок у группы «Аэрофлот» сократилась в несколько раз по итогам первого полугодия: 2,1 млрд против 7,154 млрд руб. (по данным финансовых отчетов по МСФО).

В сегменте чартерных авиаперевозок с высокой вероятностью можно ожидать повышения стоимости билетов.

В свою очередь, удорожание чартерных программ приведет к сокращению и без того урезанной за последние полтора года программы зарубежных полетов, а заграничные туры еще больше взлетят в цене (по оценкам участников рынка, доля авиаперевозок в стоимости тура колеблется от 30% на близкие направления до 80% на дальнемагистральных маршрутах).

«Аэрофлот» рубль не бережет

Пока же в ближайшей перспективе необходимо решить вопрос о том, каким образом будет оформлена сама сделка по интеграции «Трансаэро» в авиационную группу «Аэрофлота». В четверг совету директоров «Аэрофлота» предстоит рассмотреть возможность санации «Трансаэро». Сумма сделки при этом может составить 1 рубль.

«Трансаэро» — «это не актив, а пассив», поэтому вариант с санацией с формальной ценой авиакомпании в размере 1 руб. — вполне логичный вариант, уверен Крамаренко.

«Речь идет не о покупке, а о санации», — полагает Анатолий Ходоровский, заместитель генерального директора инвестиционной компании «Регион».

«Если в нынешнем виде консолидировать «Аэрофлот» и «Трансаэро», то капитал «Аэрофлота» окажется отрицательным», — отмечает эксперт.

«Таким образом, возникает необходимость докапитализации компании, — объясняет Ходоровский. — Способ ее не скажет никто, ибо его пока нет, но какие-то варианты будут разработаны после детального анализа состояния «Трансаэро», которое еще предстоит определить «Аэрофлоту».