Июль 1995 года. Офис компании «Ринако Плюс», по тогдашней моде расположенный в одном из самых красивых исторических зданий Москвы — Политехническом музее. Информационный комитет молодой биржи РТС решает, что пора заканчивать с примитивными расчетами «на коленке», самое время создавать полноценный биржевой индекс «как в Америке».
Еще толком не сложился российский фондовый рынок. В обороте — странные бумаги, которые продают и покупают не менее странные, по тогдашним понятиям, люди, называющие себя трейдерами.
«Было море индексов. Каждое информагентство рассчитывало свой. Рынок тогда был не особенно ликвидным, поэтому эти индексы рассчитывались не по реальным сделкам, а просто по заявкам на покупку или на продажу. И высчитывалось какое-нибудь среднее значение», — вспоминает один из первых председателей Информационного комитета РТС Алексей Саватюгин.
Получившиеся средние значения не отражали реального положения вещей, а только намекали на рыночные тенденции. На фоне хорошо отлаженных мировых биржевых механизмов такая система выглядела самодеятельностью. Поэтому решили: индекс должен быть таким, чтобы не стыдно было перед западными партнерами.
«Я очень хорошо помню: мы этот индекс сначала вручную рассчитывали в Excel»,
— говорит Игорь Моряков, бывший старший консультант компании «Баренц Груп», участвовавшей в разработке индекса РТС в 1995 году.
Как вспоминает Моряков, все сделки вносили в таблицу, а затем рассчитывали по формуле, придуманной американскими консультантами «Баренц Групп». В июле-августе 1995 года индекс РТС обкатывали в тестовом режиме.
«Мы взяли за основу американские индексы, в частности Nasdaq. Отобрали 10 самых ликвидных акций. И это была битва», — смеется Алексей Саватюгин. Инвестиционные компании, которые выступали маркетмейкерами эмитентов, бились за право «своих» эмитентов быть включенными в расчеты нового биржевого индекса не на жизнь, а на смерть. Попасть в долларовый индекс РТС было вопросом престижа.
По словам президента Российского биржевого союза Анатолия Гавриленко, самое важное в истории индекса РТС — то, что это первый российский фондовый индекс, ставший публичным и признаваемым на глобальном рынке. С начала 2000-х годов агентство Standart & Poors помогает в расчете индексов РТС и публикует их в своей базе данных.
«Наше профессиональное сообщество придумало классный инструмент. Он интересен для инвесторов, потому что на самом деле является типичным отражением нашей российской экономической действительности», — говорит Гавриленко.
Впервые индекс РТС был посчитан ровно в 12.00 по Москве 1 сентября 1995 года. За точку отсчета было принято значение индекса 100.
Своего исторического минимума индекс РТС достиг 2 октября 1998 года, рухнув до 37,74 пункта.
«Правило было: если индекс упал больше чем на 10%, торги останавливали. Их, конечно, остановили. Тут звонит Виктор Степанович Черномырдин и говорит: «Откройте рынок, посмотрите, что там происходит, и доложите мне через пять минут», — вспоминает бывший генеральный директор технического центра РТС Алексей Телятников.
Индекс РТС рассчитывается раз в час. Доложить о его состоянии через пять минут было невозможно. Но как объяснить это премьер-министру? Объяснять и не стали. По старой привычке открыли Excel и посчитали значение по котировкам вручную.
«И вдруг смотрим — рынок вверх развернулся. Почему? Что случилось? Почему покупают? На самом деле оказалось, что в наши ручные расчеты закралась ошибка. По одной бумаге не выставили биды (цена покупки), выставили только оферы (цена продажи). И как только появились биды, оказалось, что рынок растет изо всех сил», — смеется Телятников.
На самом деле в октябре 1998-го было не до смеха.
За год котировки акций российских компаний упали в 15 раз.
Впрочем, спустя 10 лет история повторилась — разве что глубина падения была немного меньше. Достигнув своего исторического максимума 19 мая 2008 года (2498,10 пункта), до конца кризисного 2009 года значение индекса РТС сократилось в пять раз.
«Мы могли рассчитывать любые нужные инвесторам показатели, — говорит Алексей Саватюгин. — Всякие коэффициенты: альфа, бета, отклонения средневзвешенные, такие-сякие, все, что полагается. Было множество идей. Но мало что реализовалось. После кризиса 1998 года романтика куда-то улетучилась».
Романтика первых героев российского фондового рынка улетучилась, да и биржи РТС уже нет. А индекс продолжает существовать. Сейчас в его расчеты входят бумаги 50 российских компаний. На основе индекса РТС создано множество финансовых инструментов в России и за ее пределами. Например, для BNP Pariba, Credit Suisse, JPMorgan, ETF-фонда японского банка Nomura. По данным независимой профессиональной ассоциации деривативных бирж Futures Industry Association (FIA), фьючерс Московской биржи на индекс РТС занимает 7-е место среди самых ликвидных индексных контрактов в мире.
На момент выхода заметки значение индекса РТС составляло 822,22 пункта.