Группа «Аэрофлот», в которую входят авиакомпании «Аэрофлот», «Донавиа», «Оренбургские авиалинии», «Победа», «Россия» и «Аврора», опубликовала финансовый отчет за первое полугодие 2015 года по МСФО, согласно которому выручка компании выросла на 26% по сравнению с первым полугодием 2014 года, до 176,467 млрд руб. Выручка от пассажирских перевозок увеличилась на 24%, до 146 млрд руб. Показатель EBITDA вырос более чем в 2 раза, до 13,3 млрд руб. против 5,03 млрд руб. годом ранее, а рентабельность EBITDA повысилась до 7,5%.
Увеличилась доля, которую группа «Аэрофлот» занимает на рынке авиационных услуг в России: на 5,8 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 37%.
По заявлениям замгендиректора по финансам и управлению сетью и доходами Шамиля Курмашова, что достигнуть этого получилось во многом благодаря изменению в конкурентной среде: авиакомпании группы «заместили на ряде направлений снизивших активность зарубежных перевозчиков и менее эффективных российских конкурентов». В пользу роста доли рынка сыграло также развитие лоукостера «Победы», добавил Курмашов.
Пассажиропоток за январь — июнь 2015 года увеличился на 14% по сравнению с первым полугодием аналогичного периода прошлого года. Увеличения показателя удалось добиться за счет резкого скачка в сегменте внутренних перевозок — показатель увеличился на 33,4%, что позволило компенсировать спад на международных рейсах. Общий показатель занятости кресел остался неизменным, но если на международных рейсах он вырос на 1,2 п.п., до 75,8%, то на внутренних — уменьшился на 2,1 п.п., до 75,5%. Таким образом, в отличие от первого полугодия прошлого года занятость кресел на международных рейсах оказалась выше, чем на внутренних. Во многом это также обусловлено отменой прямых рейсов из региональных аэропортов за рубеж, что вынудило пассажиров летать за границу с пересадкой через Москву.
Но выйти из зоны убыточности группе пока не удалось. Согласно опубликованным данным, чистый убыток по МСФО за первое полугодие текущего года подскочил на 86%, до 3,541 млрд руб.
Ожидаемо сократилась выручка от чартерных пассажирских перевозок: 2,1 млрд против 7,154 млрд руб. в первом полугодии 2014 года. В первой половине прошлого года, до банкротства туроператоров «Идеал-Тур» и «Лабиринт», чартерными перевозками активно занималась одна из дочерних авиакомпаний группы — «Оренбургские авиалинии». После череды крупных банкротств среди туроператоров летом 2014 года «Оренбургские авиалинии» переключились на регулярную перевозку.
Ослабление курса рубля и увеличение объема перевозок привело к росту расходов на авиатопливо и обслуживание воздушных судов.
На 72%, до 19,9 млрд руб., увеличились расходы по операционной аренде, на 18% выросло обслуживание ВС, до 29 млрд руб., на 41%, до 13,1 млрд руб., подорожало техническое обслуживание ВС. На 11% больше средств группа потратила на авиационное топливо: 44,714 млрд против 40,236 млрд руб. в первом полугодии 2014 года. Почти в 4 раза увеличился убыток от курсовых разниц, до 5,4 млрд против 1,361 млрд руб.
Убытки на страховке
В первом полугодии «Аэрофлот» продолжил генерировать убытки от заключенных в предыдущие годы договоров по хеджированию. Убыток от реализации результата хеджирования составил 8,848 млрд руб. за январь — июнь 2015 года.
Наиболее неудачными оказались для группы валютные и топливные опционы, заключенные с несколькими российскими банками в 2012, 2013 и 2014 годах с целью снижения риска негативного изменения курса валют и стоимости авиатоплива.
Убыток от изменения справедливой стоимости валютных опционов за 6 месяцев, отраженный в составе прибылей и убытков, составил 962 млн руб., убыток от изменения стоимости топливных опционов — 425 млн руб.
Резерв по инструментам хеджирования снизился на 8 млрд руб., до 40,37 млрд руб., с уровня на конец 2014 года, когда он подскочил до 48,7 млрд руб. Для сравнения: в конце первого полугодия 2014 года резерв был почти в 100 раз меньше — 551 млн руб.
Аренда вместо ипотеки
Согласно данным, приведенным в полугодовом финансовом отчете, группа «Аэрофлот» делает ставку на операционный лизинг, который предполагает возврат воздушного судна (ВС) лизингодателю после завершения срока аренды.
По итогам первого полугодия текущего года число самолетов в операционном лизинге увеличилось до 197 против 191 на конец 2014 года.
Число самолетов в собственности сократилось до 5 с 9 единиц.
Был пересмотрен и тип аренды по будущим поставкам некоторых воздушных судов. Так, если в отчете «Аэрофлота» за 2014 год указывалось, что Boeing B777 будут взяты в финансовый лизинг, то в полугодовом отчете вновь значится, что тип аренды по данным судам «не определен», таким образом, не исключается и операционный лизинг.
Количество судов в финансовом лизинге, который подразумевает передачу права собственности на ВС авиакомпании-заказчику по истечении срока лизинга, формально не изменилось: на 30 июня 2015 года в авиапарке группы значилось 61 ВС. Но в эту цифру еще входят 2 ВС Boeing B737 и 6 ВС типа Ан-148, находящиеся в финансовом лизинге у группы «Аэрофлот», по которым уже принято решение об их выводе из авиапарке.
Таким образом, по итогам года количество ВС, взятых в финансовый лизинг, скорее всего, сократится.
Пересмотру, судя по отчету, подверглись и сроки поставок новых судов. По ряду контрактов поставки были сдвинуты на более поздний срок. Если в годовом отчете за 2013 год сообщалось, что Airbus A321 будут переданы авиакомпании в 2016 и 2017 годах, то в годовом отчете за 2014 год окончание сроков поставок уже сдвинулось с 2017 на 2018 год. А в последнем финансовом отчете указывается, что сдвинулись и сроки начала поставок — с 2016 на 2017 год. Отсрочку получили и Boeing B777: их поставки будут осуществляться не только в 2016-м, но и перейдут на 2017 год.
«В условиях экономической нестабильности операционный лизинг оказывается не только проще, но и выгоднее для авиаперевозчиков, — объяснил «Газете.Ru» сотрудник Высшей школы экономики (ВШЭ), независимый консультант по воздушному транспорту Андрей Крамаренко. — В нынешнее время, когда сложно планировать провозную емкость на долгий период в будущем, операционный лизинг за счет большей гибкости и более короткого срока действия договора является более выгодным для авиакомпании. Суть операционного лизинга в большей гибкости, можно свободнее оперировать флотом, можно, в частности, сдать его в сублизинг, вернуть лизингодателю и так далее. Помимо этого, размер среднемесячных платежей по этому типу аренды ниже, чем в случае с финансовым лизингом».