МАКС нажимает на титан

Первый день международного авиасалона прошел без громких и ранее не объявленных сделок

Елена Платонова, Владимир Дергачев
В подмосковном Жуковском завершился первый день международного авиасалона МАКС. Аэровыставку посетил президент России Владимир Путин, подтвердивший своим присутствием поддержку отечественной авиаотрасли. Но крупных сделок в первый день не последовало: большинство контрактов стали продолжением ранее достигнутых договоренностей. А главная новость для авиационной отрасли и вовсе появилась не в рамках аэрошоу.

Первый день международного авиасалона МАКС, который стартовал во вторник в Жуковском, обошелся без громких контрактов и неожиданных новостей. Главное внимание было приковано к российскому самолету Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) и возможным новым заказчикам российского пассажирского самолета, но и здесь заключенные контракты не стали неожиданностью — почти обо всех контрактах официально или неофициально сообщалось ранее.

Миру — по нитке

Утро первого дня началось с объявления трехстороннего соглашения между лизинговой компанией «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК), авиакомпанией Red Wings и камбоджийской Sky Angkor Airlines о поставке в Камбоджу самолета Sukhoi Superjet 100 на условиях «мокрого лизинга» и последующего операционного лизинга.

О том, что Red Wings планирует на условиях «мокрого лизинга» сдать несколько машин SSJ-100 иностранным перевозчикам, сообщил гендиректор авиаперевозчика Евгений Ключарев в начале июля текущего года. По условиям подписанного 25 августа соглашения эксплуатация самолета стартует в конце 2015 года. В случае успешной эксплуатации Sky Angkor Airlines намерена перейти к операционному лизингу уже двух новых самолетов SSJ-100 в 2016 году.

Помимо этого, ИФК сообщили о соглашении с Росэксимбанком о финансировании поставок трех Ан-158 на Кубу. Общая стоимость сделки оценивается в $70 млн.

Superjet хочет в Европу и летит в Казахстан

Самый большой контракт за день — на поставку SSJ-100 — был заключен под конец первого дня работы авиасалона. «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) и Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) подписали контракт на поставку 32 ВС данного типа. Но и это не стало новостью: о том, что ГТЛК закупит 32 SSJ-100 было известно еще 16 июня.

Все самолеты будут в дальнейшем переданы на условиях операционного лизинга российским региональным авиакомпаниям. ГТЛК направит 25 самолетов в парк авиакомпании «Ямал», кому будут поставлены еще 7 самолетов, представитель ГТЛК не сообщил. В конце июня ГТЛК подтверждала «Газете.Ru«информацию о том, что ведутся переговоры с российской авиакомпанией «Оренбуржье» о поставке 8 самолетов SSJ-100. Соглашение предполагает также опцион на 28 дополнительных бортов. Финансирование осуществляется из средств, которые были получены ГТЛК с помощью госсубсидий через инструмент Облигаций федерального займа (ОФЗ).

Если и была какая-то интрига вокруг Sukhoi SuperJet 100, то в связи с двумя новостями.

Первая из них появилась утром, когда ИФК анонсировала возможную поставку пяти самолетов SSJ-100 в европейские страны. Финансированием сделки займется Внешэкономбанк (ВЭБ). Окончательно о поставках будет известно после завершения тендера в конце сентября текущего года. В случае выигрыша ИФК уже в этом году может направить европейскому заказчику первый борт SSJ-100, а в 2016 году — еще четыре ВС. В ОАК посоветовали адресовать вопрос о стране возможных поставок к лизинговой компании ИФК, представитель которой отказался уточнить, в какую именно страну Европы уже в этом году может быть направлен SSJ-100.

Второй наиболее яркой сделкой стало предварительное соглашение между ГТЛК и казахстанским авиаперевозчиком Scat на аренду 15 бортов SSJ-100.

Ранее об этом сообщали «Известия» со ссылкой на неофициальные источники на прошлой неделе. 25 августа о том, что сделка состоится, стало известно от главного гостя авиасалона — президента России Владимира Путина, который, выступая на торжественном открытии авиашоу, подтвердил планы на поставку SSJ-100 в Казахстан. Предварительное соглашение предусматривает аренду судов сроком на 12 лет (или 144 месяца) с даты его передачи. Основное соглашение по сделке планируется подписать не позднее 1 августа 2016 года.

Титан вне санкций и конкуренции

Лучше всех остальных на авиасалоне себя чувствовал российский производитель титановой продукции «ВСМПО-Ависма». С ним в очередной раз подтвердили свое сотрудничество и европейская корпорация Airbus, и американская Boeing.

Поставки титана и изделий из него для Airbus в 2016 году увеличатся на 10–15% по сравнению с текущим годом, что связано с наращиванием производства титаноемких воздушных судов на мощностях Airbus: речь идет о самолетах A350 и A320neo.

Об этом сообщил гендиректор «ВСМПО-Ависма» Михаил Воеводин. Вице-президент Airbus по закупкам материалов Оливье Кокиль подтвердил: «ВСМПО-Ависма» остается крупнейшим поставщиком титана для концерна, и западные санкции не повлияли на их взаимоотношения.

В связи с растущим спросом на титан со стороны аэрокосмической отрасли Воеводин спрогнозировал увеличение объемов производства на мощностях предприятия на 30% к 2020 году.

Позднее об укреплении сотрудничества с «ВСМПО-Ависма» заявили в Boeing. Обе компании подписали соглашение о поставках титановых штамповок для нового композитного крыла самолета B777X.

Под патронатом первого лица государства

Днем на открытии первого дня выставки выступил президент Владимир Путин. Его речь свелась к необходимости наращивания космического потенциала и военной авиации. Путин привел цифры, согласно которым объем промышленного производства в авиапроме России в 2014 году вырос на 20%. Также в прошлом году состоялось 38 пусков ракет-носителей и было выведено на орбиту 80 космических аппаратов. Президент напомнил про контракты по SSJ-100 и заявил, что МАКС остается эффективной площадкой для контактов с партнерами вне зависимости от «международной конъюнктуры».

Затем президент отправился на смотровую площадку наблюдать за пилотажными выступлениями.

Перед Владимиром Путиным и сопровождавшим его наследным принцем Объединенных Арабских Эмиратов Мухаммедом Аль Нахайяном пролетели вертолеты Ми-28, Ка-52, Ми-26, пилотажная группа «Крылья Тавриды» и давние гости МАКСа — «Русские витязи» на Су-27 и «Стрижи» на МиГ-29.

Помимо положения на Ближнем Востоке и партнерства в сфере энергетики Путин говорил с принцем о наращивании торгово-экономических связей: объем торговли из-за валютного кризиса за прошлый год упал на пятую часть до $2 млрд. Как «профессиональному летчику» российский президент демонстрировал собеседнику новинки в российском авиапроме. Особенное внимание политики уделили Ми-38, в котором задержались на несколько минут.

Следующим пунктом программы был осмотр одной из экспозиций. В детском павильоне «От винта» президента поразил полутораметровый летающий топор от молодых инженеров. Увидев его, Путин предложил придумать еще и «летающий утюг».

Новости извне

Но главным сообщением в конце первого дня выставки стали не сделки и контракты, о которых объявлялось в рамках авиасалона, а появившаяся в СМИ информация о том, что крупнейший аэропорт России будет передан частным инвесторам, а именно группе «ТПС Авиа» Александра Пономаренко и Аркадия Ротенберга. Как сообщил Forbes со ссылкой на три источника, знакомых с текстом документа, указ уже находится в канцелярии президента. Указом объявляется консолидация государственных и частных активов «ТПС Авиа», в результате которой государство потеряет контрольный пакет Шереметьево, однако сохранит долю в размере не менее 30%. Позднее министр транспорта Максим Соколов в интервью РИА «Новости» подтвердил наличие указа, но точного содержания и подробностей готовящейся сделки, по его словам, он не знает. Во ФГУП АГА(а) и Росавиации отказались от комментариев.

Прогноз на будущее

26 августа, как ожидается, будет официально заключен твердый контракт между «Иркутом» (входит в ОАК) и «Сбербанк Лизингом» на поставку 20 МС-21 с опционом еще на 30 ВС. Эта сделка также не станет неожиданной: информация о подписании появилась еще на прошлой неделе, а предварительная договоренность между компаниями на поставку была подписана еще в 2013-м, в рамках того же авиасалона МАКС в Жуковском.

Основываясь на том, что каталожная стоимость МС-21 составляет $85 млн, общая сумма твердых контрактов достигнет $1,7 млрд.

Учитывая текущую динамику деловой программы авиасалона, это может оказаться самой большой и дорогостоящей сделкой всего аэрошоу.

Еще одной крупной сделкой могло бы оказаться заключение контракта между ОАК и Минобороны России на поставку 50 истребителей Су-35, о котором ранее сообщали «Ведомости». Сумма сделки оценивалась в почти 100 млрд руб. Но, по сообщениям источника «Газеты.Ru», близкого к переговорам, соглашение вряд ли будет подписано в рамках текущего авиасалона.