Власти Казахстана объявили в четверг о переходе к свободному плавающему курсу национальной валюты и введении режима таргетирования инфляции, после чего курс тенге на Казахстанской фондовой бирже рухнул на 26% — до 255 тенге за доллар.
«Решение, которое принято правительством и Национальным банком, делается по просьбе экспортеров, национальной палаты предпринимателей «Атамекен», малого и среднего бизнеса нашей страны», — заявил президент республики Нурсултан Назарбаев, добавив, что обесценивание тенге восстановит конкурентоспособность страны и поможет «не допустить рецессии в экономике Казахстана».
При этом, по словам главы государства, власти выбрали подходящий момент для новой финансовой политики.
«Мы дали возможность, прямо скажем, нашим вкладчикам перевести свои тенге в валюту, ну и кто смог, тот понакупил в России дешевых товаров», — отметил Назарбаев.
После отмены валютного коридора в прошлом году Центробанком России рубль резко ослаб. С 1 октября по 24 декабря азербайджанский манат подорожал по отношению к рублю на 38,3%, армянский драм — на 22,8%, казахский тенге — на 38,4%, киргизский сом — на 28,2%, молдавский лей — на 26,1%, таджикский сомони — на 35%, туркменский манат — на 38,5%, узбекский сум — на 35,6%. Тогда жители соседних стран активно закупали в России товары длительного пользования, в первую очередь автомобили и аудио-, видео- и бытовую технику.
В середине июля Нацбанк Казахстана расширил коридор колебания обменного курса тенге с 170–188 до 170–198 тенге за доллар, мотивировав это прежде всего снижением стоимости нефти. В среду, 19 августа, девальвация тенге резко ускорилась. Население стало активно скупать валюту. Часть обменников тогда закрылись, часть — по несколько раз переписывали курсы валют.
«Это не девальвация, это переход к свободному плаванию, когда сам рынок определяет, какая стоимость тенге на сегодня», — уточнил глава Нацбанка Кайрат Келимбетов.
По местному законодательству обменные пункты не имеют права менять курс продажи и покупки валюты в течение дня. Банкиров за это накажут. «С теми, кто вчера нарушал, все мы это фиксировали, это не останется безнаказанным», — сообщил на брифинге Келимбетов.
Он считает, что «такие процессы проходят в каждой стране».
«Нам надо понять: либо мы всегда будем жить тревожными ожиданиями и по ночам бегать по обменникам, либо мы уже перейдем в ту стадию, когда курс определяется рынком, более объективными обстоятельствами, население будет ночью спать, а малый и средний бизнес будут заниматься на основе внутреннего фондирования своим бизнесом», — сказал Келимбетов.
Нынешняя девальвация в Казахстане — вторая за последнее время. Первая случилась в феврале 2014-го на фоне ослабления рубля, а также оттока капитала. От дальнейшего падения тенге спасли внеочередные президентские выборы.
Финансовая система Казахстана во многом копирует российскую. Переход к гибкому курсу нацвалюты Казахстан планирует осуществить в течение трех лет — к 2017 году. При этом в среднесрочной перспективе целевой уровень инфляции должен составить 3–4% (российский ЦБ обещает снижение инфляции до 4% тоже к 2017 году).
Похожи и методы регулирования рынка. Назарбаев заявил, что правительство будет внимательно следить за ценами.
«Мы предупредили всех наших акимов (глав регионов. — «Газета. Ru») и всех, кто занимается торговлей: никакого повышения цен, особенно на чувствительные товары — это продовольствие, которое производится в Казахстане, продается здесь… Никаких повышений цен здесь не должно быть. Таких мы будем ловить и жестоко наказывать», — заявил Назарбаев.
Аналогичные заявления делали и российские чиновники, в частности, вице-премьер Аркадий Дворкович, куратор агропрома и торговли. Он также утверждал, что девальвация рубля не даст негативного эффекта и правительство сможет сдерживать рост цен.
Эксперты считают, что Астана выбрала не лучший момент для перехода к свободному курсу. Однако на фоне повышения гибкости валютных курсов соседних экономик — России и Китая — у Казахстана не было выбора.
«Экспорт со стороны России в Казахстан вырос, местные товары становятся неконкурентоспособными, и власти Казахстана с помощью обрушения национальной валюты пытаются эту ситуацию исправить», — говорит Иван Копейкин, эксперт компании «БКС-Экспресс».
Продолжающееся снижение цен на нефть ускорило принятие Астаной непопулярного решения (нефтегазовый сектор обеспечивает 80% бюджета Казахстана). «История тенге — еще одна из иллюстраций происходящей гонки девальваций на глобальном рынке. Чрезмерное увлечение ослаблением национальных валют способно привести к весьма плачевным последствиям, начиная от разгона инфляции и падения реальных доходов населения и заканчивая сменой политических режимов», — резюмирует Станислав Клещев, аналитик ВТБ24.
По мнению Артема Деева, руководителя аналитического департамента AMarkets, Казахстан — не последний регион в мировом списке, который осознанно девальвировал курс национальной валюты.