Во вторник министр экономического развития России Алексей Улюкаев, отвечая на вопрос журналистов о необходимости пересмотра основных параметров прогноза социально-экономического развития на 2015 год из-за плохих данных за второй квартал, заявил, что «наверное, есть повод серьезно задуматься», передает РИА «Новости».
В понедельник Росстат опубликовал сведения по ВВП за второй квартал текущего года. По данным статведомства, «индекс физического объема валового внутреннего продукта во втором квартале 2015 года относительно соответствующего периода 2014 года, по предварительной оценке, составил 95,4%».
Ранее Минэкономразвития оценило темпы спада в 4,4% во втором квартале и в 3,4% за первое полугодие (в первом квартале ВВП упал на 2,2%). Официальный прогноз в целом на текущий год — 2,8%.
Алексей Улюкаев полагает, что во втором квартале была, вероятно, достигнута «нижняя точка, а затем начиная с третьего квартала будет некая корректировка в позитивную сторону». «Думаю, третий квартал будет лучше, чем второй», — говорит министр.
В Минэкономразвития «Газете.Ru» сообщили, что плановый пересмотр прогноза будет в августе-сентябре текущего года, но не стали уточнять, будет ли прогноз обязательно ухудшен, отметив вновь, что «в третьем квартале прогнозируется разворот бизнес-цикла».
Но вряд ли динамика третьего и четвертого кварталов будет настолько положительной, что позволит выйти на текущий прогнозный уровень. Возможное ухудшение прогноза по ВВП всего лишь подтянет официальную версию к мнению экспертного сообщества.
В последнем обзоре «Комментарии о государстве и бизнесе», подготовленном институтом «Центр развития» НИУ ВШЭ, отмечается, что консенсус-прогноз экономистов падения ВВП на 2015 год ухудшился — с 3,6 до 3,7%.
«По итогам первого полугодия 2015 года экономическая динамика набрала определенную инерцию, и даже существенное изменение текущих тенденций мало повлияет на результаты текущего года. На это же указывает динамика сводного опережающего индекса Центра развития, которая восьмой месяц остается в отрицательной зоне (-3,6%), но пока больше не ухудшается», — отмечает Наталья Акиндинова, руководитель «Центра развития».
Сходных оценок придерживаются и международные финансовые организации. Международный валютный фонд ожидает, что в 2015 году Россия будет пребывать в состоянии спада вследствие резкого падения цен на нефть и санкций.
Прогнозируется снижение ВВП на 3,4% «вследствие уменьшения внутреннего спроса, находящегося под влиянием падения реальной заработной платы, повышения стоимости капитала и ослабления доверия», отмечается в августовском докладе фонда.
В МВФ считают также, что внешнеэкономическое положение России будет оставаться сложным, ввиду уменьшения использования заемных средств по причине ограниченного доступа на финансовые рынки.
Впрочем, есть и более оптимистичные прогнозы на текущий год (хотя оптимисты в явном меньшинстве). Так, экономисты Sberbank CIB подчеркивают, что, несмотря на сложную ситуацию, в июне экономика России избежала дальнейшего спада, а в отдельных сегментах (строительство, грузоперевозки) годовая динамика даже улучшилась.
Во второй половине года на макроэкономическую динамику, вероятно, позитивно повлияют замедление инфляции и ослабление рубля. Девальвация российской валюты будет способствовать повышению конкурентоспособности местных производителей, снижение темпов инфляции замедлит падение реальной заработной платы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а ожидающееся снижение ставок ЦБ упростит привлечение кредитов и обслуживание долговых обязательств, считают в Sberbank CIB.
«Мы по-прежнему полагаем, что по итогам всего 2015 года российский ВВП, вероятно, сократится приблизительно на 2,5%», — резюмируют аналитики Sberbank CIB.
Кто окажется прав, мы узнаем в ближайшее время. Прогнозы на следующий год пока позитивные, правда, рост всеми аналитиками прогнозируется минимальный — от 0,3 до 1,5%. Но могут быть и проблемы. В «Центре развития» не исключают сценарий «повышенной волатильности, когда цены, а вместе с ними и курс рубля, будут постоянно колебаться». «Такой сценарий, на наш взгляд, может оказаться даже хуже, чем сценарий со стабильно низкими ценами на нефть, например, около 50 долларов за баррель. Волатильность в большей степени будет препятствовать восстановлению экономической активности», — отмечает Наталья Акиндинова.
Естественно, не надо сбрасывать со счетов и возможное обострение конфликта между Россией, Украиной и западными странами. «Основной риск для прогноза создает геополитическая напряженность», — указывают в МВФ.