В понедельник нефтяные котировки впервые с января опустились ниже психологической отметки в $50 за баррель. Цена нефти североморской нефти марки Brent (именно к ней привязана стоимость российской Urals) упала до $49,85.
Цена барреля начала снижаться с начала мая, когда она составляла около $68. Несмотря на то что скачки были как вверх, так и вниз, общий тренд — к снижению. Самый большой провал был зафиксирован 6 июля (понедельник), когда нефть рухнула с $61 до $57.
Основным фактором давления на нефтяные цены в настоящее время являются ожидания по поводу Ирана, который уже давно предупреждает рынок, что после снятия санкций Запада, ограничивающих экспорт нефти, начнет активно наращивать нефтедобычу.
В понедельник агентство IRNA сообщило, что за первую же неделю после отмены санкций Иран может увеличить производство нефти на 500 тыс. баррелей в сутки, а в течение месяца после снятия ограничений — нарастить на 1 млн баррелей в день.
Сейчас Иран добывает около 2,85 млн баррелей в сутки, до введения санкций дневной уровень добычи составлял 4,2 млн баррелей.
«В основном на нефтяные котировки давят опасения рынка на тему того, что Иран к концу года способен выпустить на рынок дополнительно 0,5–1 млн баррелей в сутки, — комментирует аналитик банка «Уралсиб» Алексей Кокин. — При этом стоит учитывать, что у Ирана есть резервы нефти в танкерах (около 30 млн баррелей)».
Таким образом, по словам Кокина, в зависимости от сроков и объемов наращивания производства в совокупности Иран способен выбросить на рынок от 1,5% до 2% мирового суточного потребления нефти, которое составляет около 90 млн баррелей. «Это нанесет еще более сильный удар по ценам», — предупреждает эксперт.
Укрепление курса американского доллара также влияет на нефтяные цены, отмечает аналитик Rye, Man & Gor Securities Сергей Пигарев. «Учитывая рост американского ВВП, ожидается, что Федеральная резервная система США в сентябре повысит процентную ставку, что еще больше укрепит американскую валюту и окажет давление на нефтяные котировки», — рассказывает эксперт.
Кроме того, по словам Пигарева, свою роль сыграло замедление промышленного производства в Китае. В связи с этим ожидается, что потребление нефти в Китае будет расти медленнее, чем прогнозировалось, или даже начнет снижаться. А КНР является вторым по величине импортером нефти в мире.
«Дальнейшее поведение нефтяных цен будет во многом зависеть от настроений спекулянтов, так как объем фьючерсных торгов значительно превосходит объемы торгов физическими объемами», — говорит Пигарев.
По оценкам эксперта, цены могут упасть еще ниже, но это будет краткосрочным явлением: дно будет достигнуто уже в конце августа – сентябре.
«Если котировки продержатся на нынешних уровнях еще несколько недель, мы услышим новые заявления о сокращении инвестпрограмм и персонала нефтегазовых компаний», — предупреждает эксперт.
По его словам, текущий уровень цен для нефтяной отрасли неприемлем, так как он является убыточным для большинства месторождений, за исключением месторождений с низкой себестоимостью добычи, таких как в Саудовской Аравии.
Российская «Роснефть» ранее заявляла, что уже учла наращивание иранских поставок на мировой рынок.