Российские авиакомпании перевезли за январь-июнь текущего года в общей сложности около 41,206 млн пассажиров, что на 0,7% меньше, чем за аналогичный период 2014 года, следует из статистики Росавиации за первое полугодие текущего года. Сокращение произошло за счет уменьшения числа пассажиров на международных рейсах на 14,2% в годовом исчислении, до 18,294 млн человек.
Падение на зарубежных направлениях было частично компенсировано ростом на 13,5% числа пассажиров на внутренних рейсах, до 22,912 млн человек.
В последние два месяца, в мае и июне, рост внутренних перевозок был столь существенным, что удавалось даже добиться роста общего объемов пассажирских перевозок несмотря на сокращение пассажиропотока на международных рейсах. Так, в мае число перевезенных пассажиров выросло на 1,2%, в июне — на 0,6%. Но переломить негативную тенденцию в целом за полугодие и перевести показатель перевезенных пассажиров в положительную динамику из-за низких показателей начала года пока не удалось.
Смогли увеличить число перевезенных авиапассажиров такие авиакомпании, как «Аэрофлот» (+9,3%), «Трансаэро» (+0,4%), «Россия» (+7,8%), «Уральские авиалинии» (+1,5%), «Глобус» (+18,5%), «ВИМ-Авиа» (+19,7%) и «Аврора» (+8,7%). Сокращение числа пассажиров в первом полугодии текущего года зафиксировали «Сибирь» (-0,3%), «ЮТэйр» (-39%), «Оренбургские авиалинии» (-4,2%) и «Северный ветер» (-44,8%).
В отличие от первого полугодия 2014 года в текущем году международные авиаперевозки уступили внутрироссийским перелетам первое место по количеству пассажиров.
Если в прошлом году на зарубежных рейсах было перевезено 21,325 млн против 20,184 млн человек на внутрироссийских полетах, то в этом году соотношение кардинально изменилось: на рейсах внутри страны путешествовали 22,912 млн против 18,294 млн человек на международных маршрутах.
Но резкое увеличение внутренних перевозок имело для авиакомпаний и побочный эффект в виде сокращения процента занятости пассажирских кресел.
Показатель уменьшился с 77,9 до 77,2% по итогам января-июня 2015 года. При этом сокращение было обеспечено внутрироссийскими линиями: на них процент занятости оказался ниже среднего показателя, сократившись с 73,9 до 73%. Связано это во многом с тем, что в текущем году многие авиаперевозчики перенаправили провозные емкости с сокращающегося рынка международных перелетов на внутренний рынок, в первую очередь на курортные направления, такие как Сочи, Анапа и Симферополь. «Из-за переориентации внутренний рынок оказался завален предложениями с избытком, что привело к снижению занятости кресел», — пояснил «Газете.Ru» главный редактор «Авиапорта» Олег Пантелеев.
Снижение показателя занятости пассажирских кресел продемонстрировали такие авиакомпании, как «Трансаэро» (-0,3 п.п.), «Россия» (-0,6 п.п.), «Сибирь» (-0,6 п.п.), «ЮТэйр» (-8,3 п.п.), «Оренбургские авиалинии» (-6,7 п.п.), «Глобус» (-3,3 п.п.) и «Аврора» (-6,4 п.п.). Добиться повышения заполняемости рейсов смогли «Аэрофлот» (+0,4 п.п.), «Уральские авиалинии» (+1,2 п.п.), «Донавиа» (+0,3 п.п.), Red Wings (+12,2 п.п.).
Тем не менее на международных рейсах, наоборот, зафиксировано повышение заполняемости рейсов с 80,3 до 80,4% по итогам января-июня 2015 года. Этому способствовало несколько факторов. В первую очередь увеличению процента занятости кресел способствовало сокращение международных рейсов со стороны зарубежных авиаперевозчиков, что привело к уменьшению предложения на рынке авиаперевозок.
Еще одним фактором стала существенная оптимизация чартерных программ по зарубежным маршрутам из российских регионов. Это также привело к повышению заполняемости оставшихся международных рейсов. К тому же часть пассажиров из регионов оказалась вынуждена отправляться за рубеж транзитом через аэропорты Московского авиационного узла (МАУ). «Соответственно, консолидация пассажиропотока в Москве несколько улучшила загрузку авиакомпаний, работающих в столице», — добавил Пантелеев.
По мнению аналитиков, внутренние перевозки и в следующем полугодии будут превалировать над международными направлениями.
«Нет никаких сомнений, что внутренние перевозки будут так же интенсивно расти в июле. В августе многое зависит от того, не будет ли каких-нибудь болезненных скачков курса рубля, которые заставили бы людей испугаться и остаться дома, но пока прогнозы на август тоже очень хорошие, — прогнозирует Пантелеев. — Но как только море начнет остывать, прогнозы с каждым месяцем будут все печальнее и печальнее. Для авиакомпаний наступит время повышенного риска: им придется перекредитоваться». При этом пиковый летний сезон продаж будет уже пройден.