Экономический рост в России восстановится «в первом или во втором квартале будущего года», заявил на днях экс-министр финансов Алексей Кудрин. Но этому могут помешать новые санкции или падение цен на нефть до уровня $40 за баррель.
«Мы понимаем, что могут быть другие санкции, если международная напряженность будет сохраняться и даже нарастать, поэтому мы должны понимать, что такое возможно. Повторяю: цена на нефть или санкции. Если их не будет, то надеюсь, что и второй волны кризиса тоже не будет», — заявил он.
Впрочем, даже если негативные сценарии реализованы не будут, никто из экономистов не ожидает того, что экономический рост в России будет существенным. Всемирный банк в последней версии доклада Global Economic Prospects прогнозирует, что в текущем году темпы роста ВВП будут отрицательными (минус 2,7%), в следующем году выйдут в небольшой плюс (0,7%), а в 2017-м достигнут 2,5%.
Это крайне мало для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие. Например, в Турции и Румынии рост в 2015–2017 годах не будет ниже 3%, а в Казахстане в 2017 году, по прогнозу экспертов Всемирного банка, он составит 4,1%.
Алексей Кудрин, а также ряд других либеральных экономистов и политиков (Сергей Алексашенко, Евсей Гурвич, Евгений Ясин и другие) уверены, что России нужны срочные реформы, чтобы не погрузиться на долгие годы в стагнацию. Многие эксперты за последнее время выступили с программными тезисами, а экс-министр финансов неоднократно выражал готовность возглавить правительство, если президент Путин даст ему карт-бланш на проведение реформ.
Общее направление предлагаемых реформ выглядит достаточно обнадеживающе. Главная задача — обеспечить защиту прав частной собственности и задавить коррупцию. Для этого нужно возвращать политическую конкуренцию, обеспечив свободные и конкурентные выборы, провести реформу судебной системы и правоохранительных органов, осуществить дерегулирование процессов, связанных с ведением бизнеса.
Единое консолидированное мнение «правого фланга» состоит и в том, что стране нужна масштабная приватизация, чтобы снизить долю государства в экономике. Сергей Гуриев предлагает перераспределить налоги и полномочия из центра в регионы. Сергей Алексашенко считает, что Россия должна быть более открытой и встроенной в мировые кооперационные цепочки.
Но необходимо понимать, что реформы не ограничатся только хирургическими операциями над государством. Населению, в том числе наиболее активной его части из числа «рассерженных горожан», придется заплатить достаточно высокую цену.
Первое, что начало бы осуществлять «правительство Кудрина», это политика сокращения госрасходов, чтобы ликвидировать дефицит бюджета. Самым очевидным шагом станет урезание расходов на оборону и нацбезопасность. Общие расходы по этим статьям составляют около 5% ВВП. Впрочем, даже если снизить их вдвое (что маловероятно), это не поможет ликвидировать дефицит бюджета, который, по последним оценкам Минфина, ожидается на уровне 3–3,4% ВВП. Это означает, что под нож попадут и другие статьи.
Как может быть устроена подобная политика, можно увидеть на примере Греции, Испании, Португалии или Украины. Да, этим странам надо отдавать гигантские долги по кредиторам, а долг России минимальный, но инструменты борьбы с бюджетным дефицитом всегда одинаковые и подразумевают в том числе увольнение госслужащих и прочих бюджетников.
Этому будет способствовать общий курс на разгосударствление и передачу многих функций частному сектору. Не стоит рассчитывать, что образование или здравоохранение не тронут. Тронут, и еще как, ведь в бюджетных учреждениях в сфере образования работает 5 (!) млн человек, в здравоохранении и социалке 3,8 млн (по данным Росстата, в среднем за 2014 год). Примерно столько же в России федеральных, региональных и муниципальных чиновников. В системе МВД работает около 1 млн человек. Для сравнения – в сфере добычи полезных ископаемых работает около 1,5 млн человек, на обрабатывающих производствах — примерно 10,4 млн человек.
«Занятость в бюджетном секторе (включая армию и правоохранительные органы), рассчитанная на душу населения, у нас зашкаливает по сравнению с другими странами», — говорит глава Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.
При этом, избавиться от «лишних» работников при либеральном правительстве будет проще, поскольку неизбежно пройдет либерализация трудового законодательства. Работодатель сможет снизить издержки, рынок труда станет более гибким, и будет легче подстроиться под потребности экономики.
«В России классическая реакция рынка труда на кризис — увольнение персонала — не работает. У нас предпочитают сокращать зарплату, вводить неполные рабочие дни и недели, отправлять людей в вынужденные отпуска, поясняет Евгений Гонтмахер, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН, соратник Кудрина по »Комитету гражданских инициатив». Из-за этого растет количество «плохих рабочих мест, когда человек формально работает, но работает неэффективно, непроизводительно», добавляет он.
Поскольку никто из либеральных экономистов не считает, что государство должно спасать малоэффективные предприятия и отрасли, можно ожидать весьма агрессивного роста числа безработных — с нынешних 4 млн примерно до 6 млн человек, то есть примерно до уровня предыдущего кризиса (в 2009 году уровень безработицы составил 8,3%).
Но стоит отметить, что тем, кто сохранит свои рабочие места, не стоит рассчитывать на существенный рост зарплаты. «Надо, чтобы зарплаты шли вслед за ростом производительности труда, а не опережали», — говорит Кудрин, и его в этом поддерживают все либеральные эксперты. На практике такой подход де-факто дает сигнал бизнесу: можете не повышать зарплату.
Еще один важнейший пункт либеральных реформ, который коснется большинства россиян, — пенсионная реформа. Алексей Кудрин, Сергей Алексашенко, Евсей Гурвич указывали на проблему снижения численности трудоспособного населения как на одну из ключевых для России. Один из способов борьбы с этим — повышение пенсионного возраста. Вопрос лишь в том, какими темпами процесс будет происходить — одномоментно или постепенно.
И это далеко не полный перечень рисков, которые несут в себе либеральные реформы для населения. Но в итоге они должны привести к быстрому и устойчивому росту, поскольку инвестклимат в стране станет более благоприятным.
Что любопытно, нынешнее правительство в том или ином виде следует именно этим курсом, но подвергается массированной критике со стороны бизнес-сообщества. Проблема в том, что нынешний кризис — это кризис доверия, говорит научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. Восстановив доверие, можно рассчитывать на благосклонность инвесторов.
Однако стоит учесть, что никто не может гарантировать притока инвестиций. Можно построить эффективную систему госуправления, свести к разумному минимуму коррупцию, обеспечить благоприятный инвестклимат, но все равно остаться на мировых экономических задворках.
Так, в рейтинге Doing Business 2015 года Грузия занимает 15-е место, в первой тридцатке — Литва, Латвия, Эстония, Португалия, Македония. Но в числе мировых лидеров по притоку иностранных инвестиций их нет. Зато в докладе по мировым инвестициям в 2014 году Конференции ООН по торговле и развитию, в первой двадцатке есть, например, Россия, Китай, Индонезия и Бразилия, занимающие в рейтинге Doing Business 62-е, 90-е, 114-е и 120-е место соответственно.
Впрочем, на настоящий момент у либерального крыла российской оппозиции немного шансов взять руль в свои руки. Основная часть россиян поддерживает курс президента, готово потерпеть временные (как они считают) трудности, и даже деятельность правительства не вызывает привычного раздражения.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
В ближайшее время «Газета.Ru» представит другую точку зрения о реформах, необходимых для российской экономики.