Евросоюз пообещал снять экономические санкции в отношении Ирана, в случае если Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ) верифицирует достигнутое во вторник соглашение по иранской ядерной программе. Согласованный проект резолюции Совбеза ООН предполагает, что Иран в ближайшие 15 лет не будет обогащать уран свыше 3,67%.
Глава российского МИДа Сергей Лавров по этому поводу сказал, что окончательная договоренность «полностью соответствует той задаче, которая была поставлена в российской концепции внешней политики». Речь идет о том, чтобы Иран мог вести мирную атомную деятельность (в том числе обогащать уран) при условии контроля со стороны МАГАТЭ, и о снятии с Ирана всех санкций.
Одним из ключевых санкционных моментов являются ограничения на поставку нефти из Ирана. До введения санкций Запада Иран добывал около 4,2 млн баррелей в сутки, направляя на экспорт 2,5 млн баррелей. После введения ограничений зарубежные поставки снизились до 1,1 млн баррелей в день, причем шла эта нефть в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Иран уже заявлял, что после отмены санкций готов в течение пяти-шести месяцев нарастить добычу с 2,87 млн баррелей еще на 1 млн баррелей в сутки. А к 2018 году, как говорил в мае иранский министр нефти Бижар Намдар Зангене, страна будет ежесуточно добывать 5,7 млн баррелей.
Кстати, еще в 2013 году Иран объявил об открытии крупных запасов нефти — порядка 18,6 млрд баррелей (около 2,55 млрд тонн).
По словам Зангене, для возвращения на рынок Ирану «не нужно никакое решение ОПЕК». «Это наше право, мы были ограничены санкциями, и это совершенно нормально, если мы вернемся на рынок с «потолком», который был у нас до санкций, — заявил Зангене. — Мы начнем повышать производство сразу после снятия санкций».
Иран входит в Организацию стран — экспортеров нефти, но ОПЕК собственные квоты не соблюдает. Как стало известно в понедельник, в июне картель нарастил добычу на 283 тыс. баррелей в день, общие объемы достигли 31,38 млн баррелей, при том что квота ОПЕК составляет 30 млн баррелей.
В связи с этим остро стоит вопрос, будет ли Иран наращивать производство и экспорт нефти в рамках квот ОПЕК или выйдет за них. При первом сценарии внутри ОПЕК развернется конкурентная борьба за долю рынка.
Наращивание экспорта Ираном может дать по меньшей мере 0,5 млн баррелей в день дополнительного предложения, предупреждали эксперты. Причем произойдет это не через несколько месяцев после отмены санкций, а сразу после этого. По словам партнера Rusenergy Михаил Крутихина, у Ирана уже сейчас накоплено от 35 млн до 70 млн баррелей сырой нефти, которую в любой момент можно выпустить на рынок, как только будут сняты ограничения.
Иран в борьбе за долю рынка будет демпинговать, что окажет дополнительное давление на мировые нефтяные цены. По словам Крутихина, равновесная рыночная цена в случае выхода Ирана — $45 за баррель, но котировки могут «нырнуть» еще глубже, так как к рыночным факторам добавятся психологические (ожидания продавцов нефти).
С другой стороны, как отмечает Крутихин, поначалу, сразу после наращивания поставок иранской нефти, падение цен будет несколько сдерживаться ростом стоимости фрахта. «Будет некоторый дефицит танкеров», — поясняет эксперт.
Возвращение иранской нефти рынком по большей части уже отыграно, считает аналитик банка «Уралсиб» Алексей Кокин.
«Если в соглашении Запада с Ираном не будет никаких неожиданных пунктов, после начала роста иранских поставок котировки могут упасть еще примерно на 5%», — прогнозирует эксперт.
Цена барреля североморской нефти марки Brent во вторник составила $57,11 (-1,81%, причем падение было именно на ожиданиях по Ирану). Таким образом, котировки могут снизиться примерно до $54 за баррель.
«Но неопределенность в отношении иранских поставок окончательно не снята, — указывает Кокин. — Свое заключение еще должно дать МАГАТЭ, на что уйдет несколько месяцев. Кроме того, многое будет зависеть от сроков и объемов наращивания поставок нефти из Ирана». По словам эксперта, определенность в этом вопросе появится не раньше второго квартала 2016 года.
«Безусловно, Иран выпустит на рынок новые объемы нефти, — сказал «Газете.Ru» пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев. — Впрочем, учитывая взрывоопасность региона и напряженную обстановку, нельзя исключать, что эти объемы до рынка и не дойдут». В любом случае ориентироваться на санкции либо их отмену как на фактор, регулирующий нефтяной рынок, по словам Леонтьева, контрпродуктивно.
«В среднесрочной перспективе рынок крайне волатилен и подвержен влиянию многих внерыночных факторов, но в долгосрочной — цена на нефть будет восстанавливаться», — говорит Леонтьев.
По его словам, это связано с тем, что мировая потребность в нефти не снижается. «Ни один прогноз не говорит об этом, — подчеркивает пресс-секретарь «Роснефти». — А нынешний уровень цен не обеспечивает инвестиционный цикл, вложения в добычу сокращаются у всех компаний».
Ранее агентство Fitch в своих материалах прогнозировало снижение добычи нефти в России в следующем году. И связано это именно с низкими ценами на нефть, а также с санкциями ЕС и США, ограничивающими доступ российских компаний на международные рынки капитала.
В перспективе сокращение инвестиций в добычу создаст дефицит на рынке нефти, и цены, по словам Леонтьева, вынуждены будут подняться, причем «на значимый срок».
Леонтьев указал, что сейчас основная часть новой добычи — это трудноизвлекаемая нефть, требующая больше затрат на добычу, следовательно, инвестиционный цикл в данном случае значительно дольше, чем у традиционной добычи, и он требует высоких цен на нефть надолго. До какого уровня могут подняться нефтяные котировки, Леонтьев не уточнил.