С середины января оптовые и биржевые цены на автомобильное топливо в России выросли почти на треть. Цена тонны АИ-92 на бирже, по данным Thomson Reuters Kortes, за полгода увеличилась почти на 30% и сейчас составляет 41,314 тыс. руб. АИ-95 подорожал примерно на 27%, до 42,662 тыс. руб. за тонну.
«На биржевых ценах сказывается давление ФАС на нефтяные компании, — отмечает источник на российском топливном рынке. — Цены на бирже постоянно «скачут», так как антимонопольная служба инициирует расследования в отношении продавцов».
Например, ФАС отмечала, что цена биржевых продаж автомобильных бензинов на базисах поставки «ЛУКойла» значительно превышает сложившуюся на рынке. И компания в 2015 году продавала свое топливо в основном своим же дочерним структурам, в результате чего другие участники рынка были ограничены в возможности покупки продукции «ЛУКойла». В начале июня антимонопольное ведомство вынесло компании предупреждение, и «ЛУКойл» устранил нарушения.
«Ситуация, при которой розничные цены стабильны, а оптовые растут, приводит к сокращению маржи розничного сектора, — отмечают в Thomson Reuters Kortes. — Так, средняя маржа по 92-му бензину снизилась с 26,6 до 6,3%. Это может привести к проблемам в работе независимой розницы в пиковый период роста оптовых цен».
За полгода розничные цены на автомобильное топливо в России выросли незначительно. Самые популярные (АИ-92 и АИ-95) подорожали на 1,5 и 1,3% соответственно. Как рассказали «Газете.Ru» в Thomson Reuters Kortes, в июле средняя розничная цена АИ-92 по России составила 32,95 руб., АИ-95 — 35,63 руб.
«Не стоит забывать, что цены на топливо на внутреннем рынке РФ определяются тремя основными факторами: биржевыми ценами, ценами внебиржевых сделок и экспортным эквивалентом (нетбэк)», — указывают в Thomson Reuters Kortes. По данным компании, среднемесячная стоимость нефти марки Brent за период с января по июль 2015 года выросла на 20,4%, при этом курс рубля снизился на 13,2%.
За тот же период на рынке Северо-Западной Европы бензин АИ-92 в опте подорожал на 56,6%, АИ-95 — на 49,6%. «При такой динамике мировых цен розничный рынок России ведет себя достаточно спокойно», — говорят в Thomson Reuters Kortes.
Но по словам главы аналитической компании Small letters Виталия Крюкова, в соответствии с законами рынка розничные цены в России должны потянуться за оптовыми. «Рост должен быть приблизительно на уровне инфляции, 10–15%, — предупреждает эксперт. — Однако здесь все будет зависеть от уровня вмешательства и контроля за ценами со стороны ФАС».
По словам источника «Газеты.Ru» на топливном рынке, основной вопрос в том, как долго независимая розница сможет удерживать розничные цены на нынешнем, относительно низком уровне, и торговать с низкой маржой.
«Получается следующая ситуация: ВИНКи в своей рознице цены держат за счет перераспределения маржи и наличия собственного ресурса, а независимые вынуждены ценовую политику согласовывать с ВИНКами (так как если они повысят цены, то у них покупать топливо никто не будет), — рассказывает собеседник «Газеты.Ru».
— Но за счет низкой маржи (из-за роста оптовых цен) терпят убытки. Поэтому в сентябре — октябре начинают жаловаться. Такая ситуация повторяется из года в год».
Так, в начале октября прошлого года глава Алтайского топливного союза Юрий Матвейко говорил о том, что крупные компании продают бензин на АЗС по 30 руб. за литр, в то время как независимые операторы только на бирже покупают его по 32 руб. за литр. По словам Матвейко, такой разброс «убивает всякую конкуренцию».