Экономический спад во втором квартале ускорился по сравнению с первыми тремя месяцами этого года. Экономисты, опрошенные «Газетой.Ru», полагают, что падение превысит 4%.
Главный экономист БКС Владимир Тихомиров дает именно такой прогноз, а Олег Засов, директор департамента макроэкономической политики и кластерного анализа ВЭБа, более пессимистичен: «По нашей оценке, во втором квартале падение ВВП ускорится и составит около 5%».
При темпах падения в 2,2% в первом квартале и 4% во втором за полугодие спад составит около 3%. «Данные за апрель — май не слишком оптимистичны и говорят о продолжении экономического спада во втором квартале 2015 года. Учитывая, что в первом квартале 2015 года ВВП России снизился на 2,2%, по итогам второго квартала 2015 года вероятен спад не менее чем на 3%», — подсчитал Антон Струченевский, старший экономист Sberbank CIB.
Данные Росстата по ВВП выйдут ближе к концу июля, итоги второго квартала по промышленному производству будут опубликованы в середине месяца. Результаты мая свидетельствуют об ускорении падения в промышленности и инвестициях по сравнению с началом года.
Но эксперты фиксируют и первые положительные моменты. «На наш взгляд, изменение ситуации во втором квартале 2015 года было связано с укреплением рубля в марте — апреле. За эти два месяца реальный эффективный рубль укрепился на 25%, что негативно сказалось на конкурентоспособности отечественных производителей. В то же время в июне рубль начал слабеть. В данном контексте этот процесс можно приветствовать, поскольку он дает надежду на оживление в экономике», — отмечает Антон Струченевский.
Существенным фактором является то, что экономика в целом адаптировалась к новым условиям функционирования – низким ценам на нефть и режиму взаимных санкций.
Результаты проводимого Центром конъюнктурных исследований ВШЭ опроса руководителей организаций розничной торговли показывают, что во втором квартале 2015 года индекс предпринимательской уверенности вышел из критической околонулевой зоны и вырос с +1% до +4%. «Это позволяет говорить о выработке определенного иммунитета предпринимателей к экономико-политическим и, главное, социальным факторам, определяющим динамику развития торгового процесса», — отмечает директор ЦКИ ВШЭ Георгий Остапкович.
Он полагает, что сохранение режима взаимных санкций вряд ли способно вызвать повторный ажиотажный диссонанс ни со стороны предпринимателей, ни со стороны потребителей. «При этом продление санкционного режима для российского товарного рынка будет способствовать дальнейшему насыщению ассортимента с учетом импортозамещения, адаптируя российского потребителя под новую номенклатуру», — отмечает эксперт.
Впрочем, разворот большинства негативных трендовых траекторий деятельности организаций свидетельствует о прохождении острой фазы кризиса, однако не дает оснований быть уверенными в наращивании позитивных корректив в ближайшей перспективе, отмечает эксперт.
По всей вероятности, в третьем квартале 2015 года вряд ли будут серьезные отклонения от полученных результатов. «Предприниматели, не раз испытанные на прочность, продолжат функционирование в текущих дискомфортных рамках, но уже без эмоций, технически отрабатывая конъюнктурные посылы», — резюмирует Георгий Остапкович.
Со второй половины года мы не увидим существенного сокращения экономической активности, соглашается Олег Засов. Но постепенно негативные драйверы смещаются со стороны потребления в сторону инвестиций. «Динамика инвестиций может определять продолжение спада экономики и в третьем квартале», — считает он.
Владимир Тихомиров добавляет, что негативным фактором может стать засуха, которая поразила сразу несколько регионов страны, из-за чего урожай может оказаться существенно ниже прогнозируемого. А сельское хозяйство пока было одним из немногих секторов, демонстрировавших не спад, а рост в этом году.
В итоге рассчитывать на улучшение ситуации в третьем квартале не стоит, считают эксперты. Скорее всего, темпы падения останутся на уровне второго квартала или будут чуть меньше. В четвертом квартале спад начнет замедляться, а первый рост может быть зафиксирован лишь в первом полугодии следующего года.
В то же время Михаил Кузин, портфельный управляющий УК «Райффайзен Капитал», призывает не забывать, что ВВП России находится в прямой зависимости от цены на нефть и обменного курса рубля. Эксперт напоминает, что прогнозы, из которых исходит правительство, предполагают стабильную цену на нефть и стабильный обменный курс, чего мы вновь не наблюдаем на рынке: «Но нефть — биржевой товар, его котировки несколько дней назад изменились в течение восьми часов на 8%, при этом рубль потерял лишь 1% к доллару за этот период. Один торговый день легко перечеркнет любые рассуждения о динамике ВВП».