Призывы диверсифицировать энергопоставки в Европу направлены против России и являются политически мотивированными. Об этом заявил глава российского Министерства энергетики Александр Новак в интервью германской Handelsblatt, опубликованном в четверг.
«В конце концов Европе все равно нужно будет больше газа, это экологически целесообразно, — отметил российский министр. — А с нашим газом мы конкурентоспособны, и политике не следует вмешиваться в дела экономики».
Европа уже много лет заявляет о необходимости диверсификации поставок энергоресурсов, причем в первую очередь — газа: именно для снижения зависимости от России. В мае министры энергетики стран «большой семерки» (G7: Германия, Франция, Италия, Япония, Канада, Великобритания и США) объявили диверсификацию энергопоставок главным элементом энергетической безопасности.
«Мы ставим цель по дальнейшей диверсификации энергобаланса, энергоносителей и маршрутов их доставки. Мы верим, что все это в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе может привести к улучшению сопротивляемости энергосистем перебоям в поставках», — говорилось в принятом министрами коммюнике.
По поводу того, сможет ли Европа обойтись без российского газа, мнения существуют разные. Сами европейцы неоднократно говорили о газе из Азербайджана, однако для его поставок, во-первых, пока нет инфраструктуры, а во-вторых, Азербайджан обещает поставлять лишь 10 млрд кубометров, которые к тому же уже распределены (8 млрд кубов получит Италия, по 1 млрд — Болгария и Греция).
Также неоднократно поднималась тема сланцевого газа, который позволил Соединенным Штатам полностью обеспечить собственные предприятия и перевести на газ угольную генерацию (в результате чего, кстати, дешевый, но неэкологичный уголь пошел в Европу).
Однако в Европе ситуация со сланцевой добычей кардинально отличается от американской, в первую очередь — из-за большей плотности населения. А так называемый фрекинг (технология гидроразрыва, используемая при добыче из сланцев) угрожает подземным водам, что вызывает протесты экологов. Кроме того, разведочное бурение, например, в Польше так и не принесло ожидаемых результатов.
Глава «Газпрома» Алексей Миллер в конце мая говорил, что к 2030 году собственная добыча в Европе, по оценкам российской монополии, может снизиться примерно на 80 млрд кубометров, причем параллельно отмечается снижение поставок трубопроводного газа в Европу от других традиционных поставщиков.
При этом, по разным оценкам, к 2030 году спрос на газ в Европе может вырасти на 100–150 млрд кубометров газа и достичь 550–600 млрд кубов.
Позднее глава «Газпрома» говорил о том, что сейчас в Европе растет спрос именно на российский газ. Причем российский холдинг готов этот спрос удовлетворить, оперативно нарастив добычу: сейчас она составляет 444 млрд кубометров (результаты 2014 года), в то время как мощности компании достигают 617 млрд кубов. Кстати, в Европе тоже далеко не все увлечены идеей снижения зависимости от российского газа. Предправления германской Wintershall Марио Мерен в ходе Петербургского международного экономического форума говорил, что, если Европа выберет стратегию «что угодно, кроме России», диверсификация провалится.
В январе – июне 2015 года поставки российского газа по одному из главных экспортных маршрутов — через Украину — заметно снизились.
Пресс-секретарь «Укртрансгаза» Максим Белявский рассказал «Газете.Ru», что в первом полугодии 2015 года транзит российского газа через украинскую территорию составил 28,7 млрд кубометров. Это почти на 21,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. «С 1 июля была подана заявка на транспортировку 225 млн кубометров в сутки, что на 5% больше, чем в прошлом году», — добавил Белявский.
«Снижение в первом полугодии было вызвано в основном более активным использованием другого маршрута — газопровода «Северный поток», а также ограничением поставок со стороны самой России», — поясняет замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. По его словам, в европейских подземных газохранилищах (ПХГ) уже второй год хранились значительные объемы газа (их расход был меньше планового из-за аномально теплой погоды в отопительный сезон. — «Газета.Ru»).
«Этот газ должен был так или иначе попасть на рынок, и, если бы Россия пыталась продать больше собственного газа, это оказало бы давление на цены и сказалось бы негативно на газовом рынке в целом», — поясняет эксперт.
Что же касается перспектив российского газа на рынках Европы, по словам Гривача, его доля вряд ли упадет ниже нынешних 30%.
Эксперт отмечает серьезное падение собственной добычи в ЕС. Норвегия, один из газовых лидеров, на своем крупнейшем месторождении «Тролль» уже несколько лет не в состоянии нарастить добычу, возможностей хватает лишь на то, чтобы удерживать планку. Второе крупнейшее норвежское месторождение, «Ормен ланге» (крупнейший поставщик газа в Великобританию), выработано примерно на 50% и при нынешнем темпе добычи, по словам Гривача, через семь лет будет выработано полностью.
Еще один лидер ЕС в производстве газа — Нидерланды — опередил негативные прогнозы экспертов, которые полагали, что проблемы в газодобыче у голландцев начнутся после 2020 года.
«Но уже сейчас Нидерланды стали импортировать газ, — отмечает Гривач. — Ситуация уникальная». По словам эксперта, в перспективе заменить российский газ Европе не удастся — он самый конкурентоспособный, и его поставки наиболее надежны.
А вот партнер компании Rusenergy Михаил Крутихин считает, что, даже если у Европы не получится полностью отказаться от российского газа, она вполне может снизить зависимость от него — причем в довольно значительной степени.
«Для этого в первую очередь необходимо построить сеть газопроводов-интерконнекторов, соединяющих европейские страны, — рассказывает эксперт. — Чтобы в любой момент страна, испытывающая недостаток газа, могла получить помощь от соседей». Также необходимо создание общего координатора газовых потоков.
Правда, по словам Крутихина, таких труб пока не хватает, как не хватает и европейской солидарности для этих проектов. Но они реализуются, и уже примерно через два года сеть интерконнекторов будет создана.
Но по-прежнему остается вопрос источников газа. По словам Крутихина, здесь Европе поможет американский газ, поставляемый через океан в сжиженном виде. «Регазификационных терминалов в Европе по объемам принимаемого газа уже хватает», — отмечает эксперт. Пока, впрочем, Америка поставки газа не начала, так как действуют законодательные ограничения на экспорт энергоносителей. Однако на данный момент и газа, и нефти у Штатов накопилось столько, что нефтегазовые компании все более активно лоббируют отмену запрета.
Крутихин полагает, что уже через пять лет Америка сможет поставлять в Европу до 40 млрд кубометров газа. «Это достаточно крупные объемы, чтобы конкурировать с «Газпромом», — отмечает эксперт. — Причем газ этот будет по цене как минимум не дороже российского».
По словам Крутихина, сейчас газ в США стоит менее $3 за 1 млн британских термических единиц (btu), то есть примерно $107,4 за 1 тыс. кубометров. «Исходя из нынешних цен, даже с учетом затрат на транспортировку и регазификацию, Штаты свободно смогут продавать свой газ по $6,5–7 за btu, или $232,7–250,6 за 1 тыс. кубометров.
Зампред правления «Газпрома» Александр Медведев в мае говорил, что среднегодовая цена экспортных поставок компании в 2015 году составит $240–245 за 1 тыс. кубов.
Крутихин напоминает, что помимо импорта СПГ Европа активно развивает энергосбережение, а также альтернативную энергетику, использующую энергию солнца, воды и ветра. Это, с одной стороны, позволит снизить потребление, а с другой — даст дополнительные объемы энергии, не зависящие от газа.
«В этих условиях «Газпрому» в будущем придется серьезно снижать цены, чтобы потребитель от него не ушел», — предупреждает Крутихин.