Российские учреждения в Бельгии получили вечером 17 июня постановление об аресте находящегося в их распоряжении имущества России. Указанные в списке приставов организации обязаны в течение двух недель заявить о находящихся в их распоряжении денежных средствах, имуществе Российской Федерации и долгах перед РФ.
В список, по данным «Интерфакса», попали практически все крупные банки, зарегистрированные в Бельгии, такие организации, как «Евроконтроль», регулирующий воздушное движение над Европой, и все российские представительства (кроме защищенных дипломатической неприкосновенностью), вплоть до архиепископства Брюссельского и Бельгийского РПЦ, а также представительства негосударственных организаций и СМИ.
Арест имущества российских организаций был произведен на основании решения третейского суда в Гааге от 18 июля 2014 года, который постановил взыскать с России $50,2 млрд в пользу бывших акционеров обанкроченной государством нефтекомпании ЮКОС.
Правда, позднее телеканал «Дождь» (организация включена Минюстом в список иноагентов) сообщил со ссылкой на релиз ЕСПЧ, что «информация о том, что нынешние действия Бельгии основаны на неисполнении Россией решения суда по делу ЮКОСа, является неверной». С каким именно иском связаны акции бельгийских приставов — не уточняется.
Так или иначе, но решение об аресте имущества было принято за день до начала работы Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), повестка и тональность которого, скорее всего, заметно изменятся из-за действий властей Бельгии.
Главной интригой форума станут отношения с западными инвесторами, количество которых заметно выросло по сравнению с 2014 годом. Участниками ПМЭФ в этом году станут представители Boston Consulting Group, Catepillar, McKinsey & Company, Lloyds, TPG. Свои мероприятия в рамках форума проводят EY и Deutsche Bank. Ряд топ-менеджеров крупных американских и европейских компаний также приедут на форум инкогнито, рассказывает «Газете.Ru» источник в оргкомитете ПМЭФ
«Ожидания от форума самые оптимистические. Никто не планирует обсуждать «ужастики». Обстановка будет рабочей. Россия остается привлекательной инвестиционной площадкой для тех, кто уже давно вкладывается в ее экономику», — говорит глава Российско-американского делового совета Давид Якобашвили.
Скорее всего, иностранные гости постараются дипломатично обойти эту тему стороной, сказал «Газете.Ru» иностранный участник форума от одной из международных инвестиционных компаний.
«В текущих условиях ни у кого нет желания идти на конфликт и обострять дискуссию. Впрочем, думаю, от представителей российского истеблишмента мы все же услышим ряд громких высказываний».
Пока ни один российский министр или федеральный чиновник не прокомментировал арест имущества в Бельгии. Однако ранее российские власти неоднократно заявляли, что решение Гаагского суда является «чисто политическим».
Не озвучивали свою позицию по этому вопросу и в Кремле. Оперативного комментария представителя Владимира Путина получить не удалось.
Впрочем, свое отношение к происходящему Путин сможет озвучить в пятницу в рамках двусторонних встреч или в ходе своего выступления на ПМЭФ. Пока, по данным Bloomberg, в своей речи президент России должен заверить граждан, что пик санкций и падения цен на нефть уже пройден, а экономические проблемы только укрепили Россию. Также должно быть объявлено о новых проектах софинансирования с иностранными компаниями и создании зоны свободной торговли с Китаем.
Концентрация внимания вокруг Бельгии создает мощную новостную волну, которая станет доминирующей в СМИ, отвлекая от реальных сделок, которые будут заключены в ходе ПМЭФ, полагает политолог Игорь Юшков.
По мнению Юшкова, арест российских активов нацелен на то, чтобы показать иностранным компаниям, что российские партнеры (а именно госкомпании) не являются надежными и их имущество может быть арестовано в любой момент.
Впрочем, опрошенные «Газетой.Ru» представители российских и иностранных компаний, которые планировали подписывать договоры в рамках ПМЭФ, единогласно заявили, что ситуация в Бельгии на их планах никак не отразится.