Мировые авиакомпании получат по итогам 2015 года рекордную чистую прибыль в размере $29,3 млрд, что почти в два раза выше прошлогоднего уровня в $16,4 млрд. Такие данные содержатся в ежегодном прогнозе Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Как ожидается, общий объем выручки составит $727 млрд. Двумя главными факторами, явившимися драйверами роста для авиационной индустрии, стали низкие цены на авиатопливо и высокий курс американского доллара на мировом валютном рынке.
Улучшится и показатель по занятости пассажирских кресел: он составит 80,2% в 2015 году. Важной вехой в истории авиаотрасли глава IATA назвал преодоление показателя по рентабельности инвестированного капитала на уровне 7,5%. Впервые этот показатель в среднем по авиаотрасли превзойдет стоимость капитала (измеряется нормой процента на используемый капитал. — «Газета.Ru»), которая сократилась до 6,8%. Количество перевезенных пассажиров вырастет на 6,5% — до 3,5 млн человек.
Низкие цены на нефть и авиатопливо позволят сократить расходы на горючее до $191 млрд. Это на 15,5% меньше показателя за 2014 год. При этом потребление горючего вырастет на 4% — с 350 млрд до 363,7 млрд литров.
Более половины заработанной прибыли придется на авиакомпании, базирующиеся в Северной Америке: их доля в мировой прибыли по итогам 2015 года достигнет $15,7 млрд, а маржа по прибыли до уплаты процентов и налогообложения (EBIT) превысит 12% по сравнению со среднемировой маржей на уровне 4%. Американские авиакомпании продемонстрируют и самый высокий показатель прибыли на одного пассажира — $18,12. Второе и третье места в списке наиболее прибыльных регионов займут Европа ($5,8 млрд) и Азиатско-Тихоокеанский регион ($5,1 млрд). Если сравнить по показателю прибыли на одного пассажира, то второе место будет принадлежать ближневосточным перевозчикам ($9,6), а третье – европейским ($6,3).
По мнению экспертов IATA, авиаотрасль во всех мировых регионах увидит улучшение показателей рентабельности. Впрочем, «судьба отрасли далеко не однородна. Многие авиакомпании по-прежнему сталкиваются с огромными проблемами», отметил Тони Тайлер, генеральный и главный исполнительный директор IATA.
Так, европейская авиаотрасль будет испытывать негативное влияние в связи с торможением экономического роста в некоторых странах, конфликтом на Украине и валютными рисками. В частности, сегмент пассажирских авиаперевозок в России за последние полтора года сильно пострадал из-за падения котировок рубля по отношению к американскому доллару и евро. Сократилась покупательная способность населения, спрос на наиболее прибыльную для авиакомпаний зарубежную авиаперевозку упал.
Количество пассажиров на рейсах из России в дальнее зарубежье за первые четыре месяца 2015 года сократилось более чем на 20% год к году. За тот же период убытки российских авиакомпаний составили 2,2 млрд руб., сообщили в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ).
Тенденция к наращиванию убытков прослеживается и в опубликованных финансовых отчетах главных российских авиаперевозчиков. Так, крупнейшая по количеству перевезенных пассажиров авиакомпания «Аэрофлот» заявила о чистом убытке по МСФО в размере 17,15 млрд руб. против прибыли в 7 млрд руб. годом ранее. За прошлый год вторая по количеству перевезенных пассажиров авиакомпания «Трансаэро» отчиталась о росте чистого убытка по МСФО на 9%, до 14,46 млрд руб., пересмотрев при этом прибыль в 788 млн руб. за 2013 год на убыток в 13,34 млрд руб. Чистый убыток авиакомпании «ЮТэйр» по итогам 2014 года составил 22,3 млрд руб., в то время как 2013 год компания окончила с прибылью, получив 326,9 млн руб.
Тяжелее всего обстоят дела с возросшими лизинговыми платежами, которые традиционно номинируются в валюте, а резкое обесценивание рубля привело к падению прибыли в валютном эквиваленте: авиаперевозчики получали доходы в рублях, но были вынуждены расплачиваться за лизинг, аэропортовые услуги на международных направлениях и авиатопливо в валюте. Это привело к скачку финансовых расходов. Так, у «Аэрофлота» финансовые расходы в 2014 году подскочили в 3,2 раза, до 28,4 млрд руб., у «Трансаэро» они увеличились на 44% — до 15 млрд руб., а у «ЮТэйр» расходы увеличились почти в полтора раза — до 152,37 млрд руб. Но покрывать их за счет пассажиров авиакомпании не могут. Авиаперевозчики боятся переложить растущие расходы на пассажиров, справедливо опасаясь, что те в условиях экономического кризиса не будут лояльны и предпочтут воспользоваться авиаперевозкой от другой компании.
«Повышать тарифы сами по себе без сокращения объемов провозных емкостей невозможно», — считает главный редактор «Авиапорта» Олег Пантелеев. По его словам, авиаперевозчики уже озаботились сокращением флотов и это позволило им остановить падение процента занятости кресел, «но чтобы ситуация улучшилась, нужно продолжать выводить емкости», а в ближайшие месяцы это вряд ли произойдет.
«Давайте смотреть на вещи в перспективе. Одна только компания Apple заработала во втором квартале этого года $13,6 млрд. Это составляет немногим меньше, чем половина от чистой прибыли всей мировой авиаотрасли за целый год.
Речь идет не о зависти к чужим успехам. Но акционерам авиакомпаний, в частности правительствам различных стран, важно понимать, что бизнес по предоставлению воздушного сообщения является все еще очень трудным и жестким», — отметил Тайлер.