Сохраняющаяся неблагоприятная операционная среда на Украине и в России, скорее всего, приведет к тому, что дочерние структуры западноевропейских и других иностранных банков продолжат искать возможности выхода с украинского рынка и сокращения объемов операций на российском. Об этом говорится в новом отчете международного рейтингового агентства Standard & Poor's «Иностранные банки пересматривают свои стратегии развития в России и на Украине».
Российскому банковскому сектору потребуется несколько лет для восстановления, отмечает кредитный аналитик Standard & Poor's Наталья Яловская.
«Принимая во внимание сложную операционную среду, мы оцениваем перспективы роста банковского сектора, а также повышения качества активов и прибыльности как довольно слабые в России и еще более неблагоприятные на Украине», — объясняет эксперт.
В S&P не исключают, что западноевропейские банки будут предпринимать дальнейшие шаги по выходу с украинского рынка и сокращению объема деятельности в России. При этом фактический уход с рынка Украины может оказаться затруднительным в ближайшие годы из-за отсутствия покупателей, заинтересованных в приобретении подобных активов.
«В начале 2015 года правительство Украины объявило о намерении реструктурировать коммерческий долг по обязательствам в иностранной валюте. В соответствии с нашими критериями мы будем классифицировать предложение об обмене ценных бумаг или другую подобную реструктуризацию долга Украины в иностранной валюте как эквивалент дефолта», — говорится в сообщении агентства.
Как считают эксперты S&P, суверенный дефолт (включая реструктуризацию суверенного долга) может обусловить сокращение объема ликвидности украинского банковского сектора и привести к дальнейшему оттоку депозитов, вызванному паническими настроениями среди вкладчиков. Это, в свою очередь, негативно скажется на показателях банков, осуществляющих деятельность на Украине.
Что касается российского банковского сектора, он испытывает трудности, связанные с замедлением темпов экономического роста, начиная с 2014 года.
Аналитики агентства прогнозируют низкие темпы роста в ближайшие годы: рост ВВП составит в среднем около 0,5% в 2015–2018 годах.
Кроме того, геополитическая напряженность в отношениях между Россией и Украиной обусловила растущее давление на профили фондирования российских банков в результате введения экономических санкций со стороны западных стран и снижения доверия иностранных и российских инвесторов к российской экономике и рублю.
«Ряд западных банков уже объявил о частичном сворачивании бизнеса в России, в частности Райффайзенбанк и Нордеа банк, что могло быть связано с ухудшением операционной среды на фоне экономического спада в условиях геополитической напряженности», — прокомментировал «Газете.Ru» итоги отчета S&P Александр Полютов, управляющий по исследованию и анализу долговых рынков Промсвязьбанка.
По его мнению, иностранные банки вполне могут сократить свое присутствие в российских регионах, но вряд ли примут решение полностью уйти со стратегически важного для них российского рынка. «Скорее всего, они возьмут паузу в развитии, дождавшись более благоприятной конъюнктуры. Этому могло бы поспособствовать снижение градуса геополитической напряженности и снятие санкций, что ускорило бы вступление российской экономики в фазу восстановления, в том числе за счет возобновления доступа к западным рынкам капитала», — прогнозирует эксперт.
По мнению главного экономиста Альфа-банка Наталии Орловой, никакого политического подтекста в действиях западных банков нет. «Резко упали темпы роста, также резко возросли риски, и прагматичный иностранный капитал взял тайм-аут в отношении России», — рассуждает эксперт. По ее мнению, предыдущие кризисы показали, что у нас возникла чрезмерная зависимость от западных рынков капитала. Это чревато проблемами при охлаждении отношений России со странами Запада на государственном уровне. «Надо снижать зависимость от западных денег», — считает Орлова.
«Улучшения в банковской системе возможны только вместе с восстановлением экономики, которая в 2015 году, скорее всего, пройдет дно падения, а возврат к росту больше 1–2% в лучшем случае пока видится в среднесрочной перспективе», — говорит Полютов.
Как заметил «Газете.Ru» Ярослав Лисоволик, главный экономист Дойче банка, улучшение динамики экономических показателей уже прослеживается, есть основания ожидать снижения ключевой ставки ЦБ и некоторой нормализации ситуации с экономическим ростом. Улучшения будут заметны в третьем квартале.
При этом рано говорить, что трудности позади. Мы ожидаем нулевых темпов роста в следующем году, а их переход в положительную фазу очень сильно зависит от того, смогут ли российские власти улучшить инвестиционный климат и создать возможности для нового притока инвестиций в экономику страны», — подчеркивает Лисоволик.