Счетная палата России проверила исполнение так называемых майских указов президента, подписанных Владимиром Путиным в день его инаугурации в мае 2012 года.
Из 62 целевых показателей, установленных на 2014 год майскими указами, не выполнено 18, или почти треть, говорится в годовом отчете СП (имеется в распоряжении «Газеты.Ru»).
В частности, не выполнена часть указов, которая касается снижения смертности населения от дорожно-транспортных происшествий (на дорогах гибнут порядка 30 тыс. человек ежегодно. – «Газета.Ru»), по обеспечению доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
Не произошло положительных изменений в части сокращения времени ожидания в очереди для получения государственных (муниципальных) услуг.
В докладе СП отмечено отклонение от установленных на 2014 год целевых значений показателей средней заработной платы педагогических работников учреждений общего образования (96,7% средней заработной платы в субъекте РФ при установленном показателе 100%), дошкольных образовательных учреждений (94,3% средней заработной платы в сфере общего образования в субъекте РФ) и младшего медицинского персонала (49,5% при установленном показателе 51%.).
Прогнозы по исполнению майских указов тоже неутешительны.
Прогнозируемая динамика на период 2015–2017 годов по созданию высокопроизводительных рабочих мест, увеличению доли инвестиций в объеме ВВП, росту производительности труда «позволяет сделать вывод о рисках их недостижения в установленные сроки». К 2018 году, по указу Путина, запланировано создание 25 тыс. высококвалифицированных рабочих мест.
Неисполнение указов, по мнению СП, — это следствие неполного финансирования.
Москва не полностью перечисляет средства регионам на исполнение указов. Средства на майские указы фактически урезаны вдвое.
«Отмечены проблемы финансового обеспечения реализации показателей указов в регионах. По данным 83 субъектов РФ (по итогам за 9 месяцев 2014 года), объем недостающих средств консолидированных бюджетов, необходимых для реализации указов, в 2013 году составлял 15%, в 2014 году — 34,1%», — говорится в отчете.
В 2014 году наименьший уровень обеспеченности финансовыми ресурсами за счет всех источников отмечается в сфере образования и науки (63,8%) и по указу об обеспечении граждан доступным и комфортным жильем и повышении качества жилищно-коммунальных услуг (55,2%).
На выполнение указа по реализации государственной социальной политики приходится третья часть общей потребности в финансовых ресурсах. По оценке регионов, обеспеченность этого указа финансовыми ресурсами в 2014 году составила 96,9%.
Кроме того, многие госпрограммы не увязаны с указами президента. Госпрограммы «неконкретны, содержат нечеткие формулировки, допускающие произвольное толкование, что не позволяет обеспечить проверку их достижения». Это замечание справедливо относительно таких программ, как «Информационное общество (2011–2020 годы)», «Управление федеральным имуществом», «Региональная политика и федеративные отношения», «Юстиция», следует из доклада.
Типичны ситуации, когда достижение цели не обеспечивается ни одной из задач или задача не направлена на достижение ни одной из целей. Например, по программе «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона», «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года.
Кризис притормозил выполнение майских указов, но их реализация не подвергается сомнению, говорят эксперты.
«Да, денег в бюджете стало меньше, а в регионах их нет совсем, но отвечать за майские указы придется губернаторам», — говорит Алексей Макаркин, первый заместитель руководителя Центра политтехнологий. Из-за недостаточности средств федеральный центр сдвинет сроки выполнения указов, считает он.
Владимир Редькин, эксперт «Фитч-рейтинг», отмечает, что регионы накопили порядка 2 трлн руб. долгов по выполнению социальных обязательств и майские указы лишь увеличивают их долговую нагрузку.
По его оценке, долг регионов к концу 2015 года вырастет еще на 15%. «Между тем федеральный центр неохотно идет на реструктуризацию долгов. Послабления по срокам были сделаны только для Краснодарского края в связи с подготовкой зимней Олимпиады в Сочи и для Татарстана в связи с Универсиадой», — говорит эксперт. Остальным регионам придется выискивать средства и выполнять указы.
В мае правительство отчиталось о состоянии исполнения поручений президента. Всего в указах, которые касаются социальной и экономической политики, содержится 218 поручений. «Из них к настоящему времени правительство должно было выполнить 168 поручений. Выполнено и снято с контроля 137 поручений — 81,5% от числа поручений, которые должны были быть выполнены к настоящему времени», — говорится на официальном сайте кабмина.
На исполнении находится 81 поручение, в том числе не выполненные в установленные сроки, которые пришлось перенести. Из них в этом году должны быть исполнены 19 поручений, сейчас на рассмотрении президента находятся 11. Еще по 19 поручениям конечный срок исполнения не определен, по ним установлена ежеквартальная, полугодовая или годовая периодичность представления докладов. По оставшимся 43 сроки отчетов назначены на 2016–2020 годы.
«Объединенный народный фронт» и «Опора России» считают по-другому: они пришли к выводу, что 80% от всех поручений правительству, связанных с указами, не выполнены. А часть выполненных исполнены формально, с низким качеством.
Владимир Путин эту тему подхватил и развил, тем более что лидером ОНФ сам же он и является. Оправдываться кризисной ситуацией в экономике и санкциями Запада не получится, предупредил он членов правительства.
«У отдельных руководителей и на местах, и на федеральном уровне есть большой соблазн минимизировать задачи или вообще объяснить свою собственную неэффективность тем, что ситуация изменилась, и, таким образом с себя ответственность снять», — попенял Путин.