«Трансаэро» не опубликовала финансовый отчет за первый квартал 2015 года в срок, как того требует российское законодательство и правила листинга на Московской бирже. Согласно «Положению о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утвержденному Банком России в конце декабря прошлого года, компания, являющаяся эмитентом ценных бумаг, должна публиковать отчетность не позднее 45 дней после окончания отчетного периода. С 31 марта прошло уже 50 дней, но квартальный отчет авиаперевозчик так и не представил.
С конца 2014 года российская авиационная отрасль переживает кризис, спровоцированный девальвацией рубля и падением спроса на авиаперевозки. По данным Росавиации, в январе — марте российские авиакомпании снизили объем пассажирских перевозок на 2,3%, до 17 млн человек. В первой пятерке крупнейших авиакомпаний рост по итогам первого квартала показали только «Аэрофлот» и его дочерняя «Россия» — на 9,6 и 21,9% соответственно. На 6% сократилось количество перевезенных пассажиров у «Сибири», а «ЮТэйр» снизила перевозки сразу на 36,1% (до 1,03 млн человек).
«Трансаэро», несмотря на кризис, пока не так значительно снижает объемы перевозок (за первый квартал 2015 года они упали всего на 6%, до 2,2 млн пассажиров). В конце января компания получила кредит на 9 млрд руб. от банка ВТБ под госгарантии от российского правительства. Целевое использование кредита ВТБ подтвердил в апреле. С долгами перед другими банками авиакомпания тоже пока справляется: Сбербанк, который является еще одним крупным кредитором авиакомпании, утверждает, что с долгом «Трансаэро» «нет критичной ситуации», хотя и готов занять более жесткую позицию в случае, если перевозчик не изменит свою бизнес-модель «в сторону большей реалистичности».
Для сравнения — другая российская авиакомпания, оказавшаяся в тяжелой финансовой ситуации, «ЮТэйр», еще в конце прошлого года получила ряд исков о взыскании долгов, а общий долг компании перед банками, по данным Reuters, составляет около 150 млрд руб. Сейчас спасением компании одновременно занимаются в российском правительстве, региональные власти, основной акционер «Сургутнефтегаз» и банки-кредиторы. Однако «ЮТэйр», в отличие от «Трансаэро», опубликовала свои отчеты, показав 22 млрд руб. убытка за 2014 год и 1,4 млрд руб. убытка за первый квартал 2015 года.
Не исключено, что молчание «Трансаэро» объясняется нежеланием демонстрировать слабую отчетность перед обращением за дополнительными госгарантиями для рефинансирования долгов. Ранее в правительстве высказывались о необходимости обеспечить перевозчика господдержкой.
Как сообщил «Газете.Ru» источник в банковской сфере, сейчас в пуле кредиторов «Трансаэро» ведется обсуждение вопроса о реструктуризации задолженности компании. После определения организаций, готовых выдать перевозчику кредиты, авиакомпания намерена запросить новые госгарантии. Впрочем, пока заявку на предоставление повторных госгарантий «Трансаэро» в Минэкономразвития не подавала, отметили «Газете.Ru» в ведомстве.
В «Трансаэро», впрочем, заявили «Газете.Ru», что раскрытие финансовой отчетности состоится 22 мая. Представители перевозчика отмечают, что заседание совета директоров, на котором, в частности, обсуждались итоги работы перевозчика в первом квартале 2015 года и итоги 2014 года, прошло только 20 мая. Надо отметить, что полный отчет за предыдущий год компания также не опубликовала, однако здесь «Трансаэро» еще укладывается в обозначенный законом срок — до 1 июня.
В настоящее время на Московской бирже торгуются акции, эмитированные «Трансаэро», а также два выпуска облигаций авиакомпании со сроками погашения в декабре 2016 года (2,5 млн штук в обращении) и октябре 2018 года (3 млн штук в обращении) на общую сумму около 5,5 млрд руб. Номинальная стоимость по обоим облигационным выпускам составляет 1 тыс. руб. В марте текущего года, несмотря на спекуляции о платежеспособности авиаперевозчика, «Трансаэро» погасила первый выпуск биржевых облигаций на сумму 2,5 млрд руб. С учетом процентного дохода инвесторам было выплачено более 2,6 млрд руб.
Правила листинга Московской биржи, где размещены бумаги «Трансаэро», прямо запрещают компаниям-эмитентам не публиковать отчетность. В случае нарушения эмитентом сроков раскрытия финансовой отчетности биржа направляет в адрес компании уведомление о выявленном нарушении со сроками на его устранение.
«Как показывает практика, в большинстве случаев эмитенты укладываются в срок, который отводится биржей на устранение нарушений», — рассказали «Газете.Ru» в Московской бирже. Если же компания систематически нарушает сроки, биржа вправе понизить уровень котировального списка ценных бумаг эмитента или даже исключить ценные бумаги компании из листинга
Нарушение срока и формы раскрытия информации является основанием для привлечения общества к административной ответственности (согласно статье 15.19 КоАП), отметили в Банке России. Для юридических лиц это влечет за собой штраф в размере от 700 тыс. до 1 млн руб.