Внесенный правительством законопроект «О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках» принят в первом чтении. Под законопроект подпадают ценные бумаги, акции и доли в капитале организаций, недвижимое имущество и подконтрольные российским гражданам иностранные компании.
Реализация законопроекта позволит создать правовые основы для возвращения в Россию имущества, вывезенного с нарушениями налогового, валютного и таможенного законодательств, обеспечить перерегистрацию на фактических владельцев имущества.
Декларирование нажитого непосильным трудом и выведенного за рубеж имущества будет проводиться путем подачи в налоговый орган специальной декларации при условии подтверждения права владения этим имуществом. Предоставить декларацию в налоговый орган нужно будет с момента принятия закона и до 31 декабря 2015 года. В декларацию может быть включена информация об имуществе гражданина (объекты недвижимости, ценные бумаги, доли в уставных капиталах организаций).
Кроме того, в декларации могут содержаться сведения о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых декларант признается контролирующим лицом, о счетах в банках, расположенных за пределами России, а также о счетах, по которым декларант признается бенефициаром.
Данные, содержащиеся в декларациях, нельзя будет использовать в качестве основания для возбуждения уголовного дела или как доказательства в рамках уголовного дела.
«Законопроект предполагает полную конфиденциальность для тех лиц, которые захотят воспользоваться такой возможностью. Ни факт предоставления такой специальной декларации, ни информация, содержащаяся в этой декларации, не являются общедоступными. Более того, на них распространяется ужесточенный режим налоговой тайны. Эта информация не может быть предоставлена в том числе силовым органам», — отметил на заседании Госдумы замминистра финансов Сергей Шаталов.
Декларирование не потребует уплаты каких-либо налогов или сборов.
Участники амнистии освобождаются от уголовной, административной и налоговой ответственности в пределах, определяемых законом, и в отношении правонарушений, совершенных до 1 января 2014 года. Амнистия капиталов не будет распространяться на лиц, осужденных к моменту проведения амнистии, и лиц, в отношении которых к моменту проведения амнистии было возбуждено уголовное дело или дело об административном правонарушении по основаниям, по которым проводится амнистия.
Черный список для России
Правонарушения, которые расцениваются как отмывание денег, не попадают под амнистию.
Законопроект о широкой амнистии без последствий для собственников вызвал обеспокоенность FATF (Financial Action Task Force — Международная организация по борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма). Она пригрозила включением России в свой черный список и потребовала обязательного раскрытия происхождения средств. Зампред ЦБ РФ Дмитрий Скобелкин пояснял ранее, что Россия активно взаимодействует с FATF по законопроекту. Организация заинтересована, чтобы амнистируемые деньги были чистые. ЦБ и Росфинмониторинг проводили активные консультации с представителями FATF.
Как заявил в среду глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров, «удалось согласовать с FATF те статьи УК РФ, в которых предполагается освобождение от ответственности».
Те статьи, по которым будет происходить освобождение от ответственности, должны быть прописаны непосредственно в законе. Это также будет сделано в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению, добавил Макаров.
В окончательном виде законопроект может быть принят на следующей неделе.
Допросы не учинять
Об амнистии капиталов, возвращаемых на родину, Владимир Путин объявлял в ежегодном послании Федеральному собранию в конце 2014 года. Он предложил не учинять допросы владельцам активов, выведенных на Запад, не выяснять их происхождение.
Вместе с механизмом амнистии капиталов Путин одобрил возврат активов в Россию через безотзывный траст. Это была инициатива Минфина по деофшоризации экономики. Обе новации рассматриваются властями как часть большой кампании, которую эксперты называют «суверенизацией элит» и возвратом капиталов из офшоров на родину.
Власти предлагают бизнесу продекларировать все активы и раскрыть структуру владения через закон о контролируемых иностранных компаниях (КИК). Закон коснется тех бизнесменов, которые владеют более чем 10% уставного капитала контролируемой ими иностранной компании, не являющейся налоговым резидентом России. Согласно закону, если доля в иностранной компании составляет более 50%, а прибыль компании — более 50 млн руб., то предприниматель обязан уплатить налог на прибыль. Ставка налога для физлиц — 13% и 20% — для юридических лиц.
Закон о КИК был подписан президентом еще в ноябре прошлого года, но амнистировать выведенные из офшора капиталы нельзя, так как закон об амнистии пока не принят.
Бенефициара никто не узнает
Закон о безотзывном трасте подразумевает, что гражданин передает свое имущество, по сути, в управляющую компанию и с этого момента перестает быть собственником этого имущества.
Схема владения имуществом в виде безотзывного траста интересна не в последнюю очередь высокооплачиваемым чиновникам и депутатам. Она позволяет избегать конфликта интересов между госслужбой и бизнесом. Имущество, первоначально принадлежащее учредителю, передается в доверительное распоряжение компании, но доход от управления имуществом получает бенефициар, который как бы не владеет активом, переданным в траст. Суть траста в том, что имя управляющего трастом может быть известно, а имя бенефициара не разглашается.
Такая схема владения представляют интерес и для крупного российского бизнеса, предпочитающего хранить свои активы в иностранных юрисдикциях. По версии журнала Forbes, в России проживает 88 долларовых миллиардеров.
Поправки в закон о КИК могут быть приняты уже в весеннюю сессию Госдумы, уточнил ранее «Газете.Ru» министр экономического развития Алексей Улюкаев.
Министр затруднился ответить на вопрос, будет ли этот закон способствовать снижению бегства капиталов из России. Но сказал, что введение безотзывного траста в России будет способствовать созданию благоприятных условий для бизнеса.
Ранее помощник президента Андрей Белоусов заявлял, что отток капитала из страны в текущем году вряд ли сменится притоком из-за амнистии капитала. «Это очень маловероятно», — считает Белоусов. Отток капитала из России в 2015 году может составить $100–110 млрд.
Премьер Дмитрий Медведев также признавал, что ждать мгновенного возвращения средств в Россию после амнистии капиталов не следует. И налогов с этого много не получишь. «Идея возврата денежных средств, идея возврата капитала нужна не столько для того, чтобы как можно больше денег получить, хотя это было бы неплохо, сколько для создания нормального инвестиционного климата», — говорил Медведев.
Экс-министр финансов, глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин тоже не верит в эффективность амнистии капиталов. Об этом он говорил на презентации исследовательского отчета «Криминальная статистика — через открытость к управляемости». Когда климат ухудшается и доверия к правоохранительным органам нет, то даже те нормативные акты, которые как бы должны защитить «открывшихся» бизнесменов, не очень работают, считает Кудрин, не опровергая в целом полезность идеи амнистии капитала.
По мнению Николая Симоянова, эксперта KPMG, Минфин предложил одну из самых жестких разновидностей трастов — безотзывный. Бенефициар не сможет влиять на свои активы в течение времени, на которое заключен трастовый договор. Причем договор о безотзывном трасте может быть заключен хоть на 99 лет и доходы от использования активов будут наследовать родственники бенефициара, а бюджет не будет в это время получать с актива проценты по пониженной ставке, уточняет эксперт.
«Но бизнесменам, которые согласятся передать в суверенный траст свои активы, нужно быть внимательными. Некоторые страны, которые борются с офшорами, вводят выходной налог. То есть по окончании срока траста, возможно, придется заплатить налог с дохода, который возник от использования актива», — предупреждает Симоянов.