Выездной туризм из России в Европу по итогам первого квартала этого года упал на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Об этом говорится в отчете Европейской комиссии по туризму (European travel commission). Сокращение турпотока отражает влияние падения цен на нефть на покупательную способность российского потребителя, а также неопределенность, которую испытывают туристы в связи с обесцениванием национальной валюты, указывается в сообщении.
Падение количества российских туристов в Европе, для которой Россия по-прежнему остается основным донором внешнего турпотока, охватило почти все страны Евросоюза.
Более чем на треть сократилось число российских туристов в Финляндии, на 34% упал турпоток в Австрию, на 25% — в Испанию. Примерно на 30% снизилось число россиян, приехавших с туристическими целями в Италию.
На фоне кризиса отменили или значительно сократили рейсы из России многие иностранные авиаперевозчики. Так, французская Aigle Azur ушла с направления Москва — Париж. Дочерняя авиакомпания немецкого лоукостера AirBerlin, Niki, больше не выполняет рейсы из Москвы в Вену. Сократили число выполняемых авиаперелетов из России в Европу низкобюджетные авиакомпании Wizzair и EasyJet, а также авиаперевозчик SAS. Количество перелетов в Венгрию, Великобританию, Данию и Швецию было уменьшено.
Основной спрос российских туристов на европейские направления в зимние месяцы сосредоточен на экскурсионных маршрутах и горнолыжных курортах, именно эти направления пострадали в большей степени из-за резкого обесценивания рубля по отношению к евро и доллару, объясняет пресс-секретарь Ростуризма Ирина Щеголькова.
Snow must go on
Спрос развернулся в сторону внутреннего туризма — вместо европейских горнолыжных курортов россияне предпочли Красную Поляну.
Горнолыжные курорты в Сочи работали на пределе возможностей — как ранее писала «Газета.Ru», загрузка отелей Красной Поляны в первом квартале по сравнению с тем же периодом прошлого года выросла на 29%.
«Желающих приехать в Красную Поляну, Розу Хутор и Горки Город было очень много, была почти полная загрузка отелей», — добавляет Щеголькова.
Сильно увеличился турпоток и на горнолыжный курорт Шерегеш в Кемеровской области. За сезон-2014/15 его посетили более миллиона человек.
Лето, море, пляж, санкции
Однако больше всего россиян интересуют по-прежнему пляжные направления, и здесь полностью отказываться от европейских курортов россияне не намерены. С приближением лета спрос на отдых на побережье растет, причем как на отечественных курортах, так и на зарубежных.
«После укрепления рубля с первой недели апреля постепенно начали расти продажи по всем направлениям. Это совпало с традиционной активизацией спроса перед майскими праздниками», — передает пресс-служба TUI Россия слова аналитика Ксении Мазуровой.
В грядущем летнем сезоне популярными европейскими направлениями, как ожидают участники туристического рынка, останутся наиболее демократические в ценовом отношении страны: Греция, Испания, Черногория, Кипр.
Помимо более низких, чем на других европейских курортах, цен эти страны предлагают российским туристам облегченный визовый режим: Греция и Испания, по отзывам на туристических форумах, зачастую выдают многократные шенгенские визы россиянам даже при первом обращении, на Кипр туристы могут оформить визу через интернет, а в Черногорию виза для россиян при условии пребывания менее 30 дней не требуется вовсе.
Черногория и Румыния по итогам квартала даже продемонстрировали рост потока российских туристов. В Черногорию за первые три месяца этого года въехало с туристическими целями на 30% больше россиян, чем в прошлом году.
Тем не менее текущий год, по всей видимости, станет годом внутреннего туризма. «Люди стали ездить по стране, и выяснилось, что это не так страшно, как они думали», — говорит Щеголькова.
Что касается выездного туризма в Европу, он хоть и демонстрирует некоторую стабилизацию на фоне приближения сезона отпусков, но вряд ли перейдет в зону роста. «Много разговоров о санкциях, люди ретранслируют эти разговоры на себя, боятся недружелюбного отношения, но его нет — все ждут российских туристов, но такой информационный фон присутствует, и он влияет на спрос», — добавляет эксперт.