Американцы рвутся в Арктику

Возвращение Shell в Арктику даст дополнительные 0,4 млн баррелей в день

Алексей Топалов
Американские власти разрешили Shell вернуться на арктический шельф США, откуда компания была выдворена в 2013 году, после того как две ее платформы сели на мель. Возврат Shell к шельфовым проектам может обеспечить поступление на мировой рынок еще 400 тыс. баррелей в сутки, а рынок и без того перенасыщен. Однако эксперты уверены, что при нынешних ценах на нефть Shell торопиться с разработкой Арктики не будет.

Администрация президента США Барака Обамы в понедельник выдала компании Shell предварительное разрешение на буровые работы на арктическом шельфе. Об этом говорится в заявлении директора бюро по океанической энергодобыче министерства внутренних дел США Абигаль Росс Хоппер. Предполагается, что «дочка» Shell, компания Shell Gulf of Mexico, уже летом сможет начать бурение в море Бофорта и Чукотском море (между Аляской и Чукоткой).

Речь идет об установке двух буровых платформ с возможностью добычи не менее 400 тыс. баррелей нефти в сутки, как сообщает издание The New York Times.

«Мы тщательно подошли к изучению возможностей разведки в Чукотском море, осознавая значимость экологических, социальных и экологических ресурсов региона и руководствуясь высокими стандартами защиты этой важнейшей экосистемы наших арктических сообществ, жизненных потребностей и культурных традиций коренных жителей Аляски», — отмечает Абигаль Росс Хоппер.

Дело в том, что Shell уже работала на американском шельфе Арктики. Первую буровую платформу на Аляске (Острова Кука) компания установила еще в 1964 году, однако результаты бурения оказались неудовлетворительными, и в 1997 году работы были остановлены. В 2012 году Shell вернулась на Аляску, получив разрешение на разработку блоков «Торпедо» и «Сивулик» в море Бофорта и блок «Бургер» в Чукотском море. Как ранее говорил экс-глава Shell Питер Возер, компания вложила в работы на Аляске почти $5 млрд.

Но в 2013 году, после того как две нефтяные платформы Shell налетели на мель, американские власти запретили компании продолжать работы до устранения проблем безопасности.

Из-за этого против возвращения Shell в Арктику активно выступают экологи. По их словам, несмотря на то что глубины в Чукотском море и море Бофорта (около 50 м) несравнимы с глубинами Мексиканского залива, где в 2010 году произошла одна из крупнейших аварий, разлив нефти в Арктике может повлечь за собой не менее катастрофические последствия.

«Одобрение нашего уточненного плана геологоразведочных работ в Чукотском море является важной вехой и свидетельствует о том, что регулирующие органы верят в наш план, — заявили «Газете.Ru» в Shell. — Однако до того, как мы сможем начать работы этим летом, нам еще нужно своевременно получить оставшиеся разрешительные документы». До их получения компания продолжит проверки и подготовку своих подрядчиков, оборудования и планов действий в чрезвычайных ситуациях «на предмет их соответствия самым строгим стандартам и критериям, применение которых заинтересованные стороны и регулирующие органы могут ожидать от оператора в Арктике».

На данный момент на американском арктическом шельфе работы практически не ведутся, за исключением месторождения Prudhoe-bay на Аляске. Но его нельзя считать шельфовым — на шельф оно выходит лишь частично. После ситуации с платформами Shell американские власти установили новые стандарты безопасности для шельфовых проектов в Арктике.

В частности, новые правила обязывают энергетические компании иметь оборудование, предотвращающее неуправляемые выбросы из скважин (такие, как установки для бурения так называемых спускных скважин). Кроме того, компании должны будут обеспечить быстрый доступ к аварийным заглушкам и защитным оболочкам во время бурения в Чукотском море и море Бофорта на шельфе Аляски. Расходы, связанные с внедрением этих стандартов, по оценкам американского МВД, составят около $1,2 млрд в течение 10 лет.

По оценкам Геологической службы США, запасы шельфа Аляски достигают 20–21,5 млрд баррелей нефти. Учитывая, что сейчас мировой рынок нефти уже перенасыщен (предложение превышает спрос на 1–1,5 млн баррелей в сутки), добыча дополнительных 400 тыс. баррелей в день может оказать дополнительное давление на нефтяные цены.

Во вторник цена барреля североморской нефти марки Brent составляет около $66. Техасская легкая нефть WTI колеблется на уровне $59. Падение цен началось в июле 2015 года, когда средняя цена барреля составляла около $110.

Завсектором энергетических рынков Института энергетики и финансов Николай Иванов говорит, что из-за неблагоприятной ценовой конъюнктуры Shell в ближайшее время вряд ли будет масштабно инвестировать в добычу на арктическом шельфе.

«Скорее это попытка занять плацдарм на будущее», — полагает Иванов.

При этом эксперт отмечает, что сейчас Shell является одним из лидеров по шельфовым технологиям (в том числе, кстати, и по экологическим), и, чтобы не потерять технологические преимущество, компания пытается максимально выйти на шельф. Но не столько для того, чтобы активно инвестировать, сколько для развития научно-технологических исследований.

Аналитик банка «Уралсиб» Алексей Кокин говорит, что добыча на американском арктическом шельфе имеет смысл при цене барреля около $80.

По словам эксперта, выход в Арктику сейчас для Shell — «закладка» на будущее, когда цены будут выше. При этом Кокин дает долгосрочный прогноз по ценам на нефть на уровне $60 за баррель. «Нынешние цены можно назвать даже несколько завышенными — из-за влияния геополитических факторов (конфликты в Йемене и Ливии)», — поясняет аналитик.