Самый большой в мире пассажирский самолет — Airbus A380 празднует десятилетие со дня первого полета. 27 апреля 2005 года первый лайнер поднялся в воздух со взлетно-посадочной полосы международного аэропорта в Тулузе. Воздушное судно, способное вместить от 500 до 800 пассажиров на борту, было ответом европейского авиапрома американскому Boeing 747, долгое время остававшемуся самым большим широкофюзеляжным самолетом в мире. На A380 возлагали большие надежды: с 2005 по 2025 год, прогнозировала Airbus, спрос на широкофюзеляжный самолет такого типа составит около 1,5 тыс. воздушных судов. Но к 2015 году книга заказов и поставок насчитывает лишь 317 заказов, из которых к настоящему времени были поставлены заказчикам 158 судов.
На разработку самолета, по разным оценкам, ушло от $15 млрд до $25 млрд. Необходимую сертификацию на самолеты семейства А380 от американских и европейских властей Аirbus получил в декабре 2006 года. Крупнейшими рынками сбыта A380 стали азиатско-тихоокеанский и ближневосточный.
Аравийская Emirates — главный заказчик и эксплуататор A380. В апреле 2015 года авиакомпания получила 60-й борт этой модели, а в портфеле заказов от ее имени насчитывается около 80 судов. Следом идут сингапурская Singapore Airlines (19 лайнеров) и австралийская Qantas (12 самолетов).
2014 год оказался для A380 самым неудачным. В прошлом году европейская авиастроительная группа Airbus не заключила ни одного контракта на поставку двухпалубного самолета. Помимо отсутствия новых контрактов авиационный гигант был вынужден отменять и уже заключенные соглашения.
В июле прошлого года была расторгнута сделка с японским лоукостером Japan's Skymark на поставку шести A380 Superjumbo на сумму $1,7 млрд. Японская авиакомпания пересмотрела свои планы из-за повышения цен на импортное топливо и падения курса иены.
В декабре прошлого года появилась информация о том, что крупнейший в мире лайнер A380 может быть снят с производства к 2018 году. Гендиректор Airbus Фабрис Брежье позднее заявил, что европейский самолетостроитель не собирается прекращать выпуск A380.
Он сообщил, что в конечном итоге на самолет установят новые, более совершенные двигатели, а также разработают его удлиненную версию.
Умерить аппетиты
Время показало, что амбиции европейского авиастроительного гиганта не вполне отвечают реальности. «Рынок не развивался так, как мы бы того хотели, это правда», — признал неудачи Брежье в интервью Bloomberg. В 2013 году авиапроизводитель скорректировал свои прогнозы, понизив объемы продаж до 1230 самолетов в период до 2033 года. Радикального изменения в структуре регионального распределения не произойдет, считают в Airbus, и азиатско-тихоокеанские и ближневосточные авиакомпании продолжат доминировать в портфеле заказов.
Причина сокращения спроса на двухпалубный самолет — его размер. Добиться высокой заполняемости бортов могут лишь авиакомпании, выполняющие дальнемагистральные рейсы из крупных мировых хабов.
Большинство мировых авиаперевозчиков все же делают ставки на более экономичные широкофюзеляжные двухдвигательные лайнеры меньшей вместимости. Наибольшим спросом из продукции Airbus продолжают пользоваться воздушные суда семейств А320 и А330. По итогам 2014 года Airbus передала заказчикам 629 самолетов, из которых 490 — узкофюзеляжные модели, предназначенные для недальних маршрутов.
По прогнозам основного конкурента Airbus — американской авиастроительной компании Boeing, рынок больших широкофюзеляжных самолетов с пассажировместимостью более 400 кресел будет сокращаться.
Новая надежда
Airbus возлагает надежды на возможный всплеск спроса на A380 на азиатском рынке, который будет демонстрировать рост в долгосрочной перспективе. «Рынок будет достаточно вялым в ближайшие годы», — заявил исполнительный директор Airbus по работе с клиентами Джон Лихи в интервью Deutsche Welle. Но с 2020 года востребованность A380 начнет серьезно увеличиваться, уверен он, рассчитывая на увеличение авиатрафика в Азиатском регионе.
«То, что А380 — нишевой продукт и будет ставиться на массивные маршрутные потоки, было понятно сразу», — говорит «Газете.Ru» авиационный эксперт, научный сотрудник Высшей школы экономики Андрей Крамаренко.
С маркетинговой точки зрения А380 — самый удачный проект Airbus, который авиакомпании берут только для того, чтобы он был представлен в их авиапарке, хотя практика покупки трех или четырех самолетов этой модели не вполне оправдывает себя, объясняет аналитик.
Эксплуатация A380 выгодна тем авиакомпаниям, которые работают на рынке дальнемагистральных направлений между крупными авиацентрами с устоявшимися транспортными связями. В пересчете на кресло использование A380 на маршруте позволяет сэкономить более 10% от себестоимости рейса. Но добиться такого эффекта можно лишь благодаря внедрению в парк авиакомпании большого количества самолетов данного типа.
Будущее проекта A380 зависит во многом от планов европейского концерна по замене типов двигателей, отмечает Крамаренко. Пока не принято окончательное решение об капитальных инвестициях в ремоторизацию модели, говорить о перспективах этого воздушного судна сложно.