Иностранные перевозчики возвращаются в Россию. Речь идет об авиакомпаниях, летающих по наиболее популярным и недорогим направлениям. На фоне стабилизировавшегося рубля и приближающегося туристического сезона зарубежные авиакомпании вновь обратили внимание на российский рынок.
О выходе на новые направления заявила дубайская FlyDubai. С начала 2015 года она почти в два раза уменьшила частотность полетов из арабского хаба в Екатеринбург. Но в апреле руководство авиаперевозчика решило сделать ставку на другие региональные центры: с октября 2015 года FlyDubai начнет осуществлять рейсы в Новосибирск и Нижний Новгород, доведя маршрутную сеть по России до 10 городов.
Возобновить отмененные зимой рейсы в Россию решилась и финская Finnair. С конца апреля авиакомпания вновь будет выполнять рейсы по маршруту Хельсинки — Казань. Решение же о возобновлении рейсов в Нижний Новгород и Самару, которые были прекращены из-за низкой востребованности прошедшей зимой, пока не принято.
Увеличивается и количество рейсов из России в Грузию — на фоне стабилизировавшихся отношений между двумя странами и достигнутых договоренностей в области авиаперевозок. После семилетнего перерыва прямое сообщение с Тбилиси получит Санкт-Петербург.
Рейсы будет выполнять грузинская авиакомпания Georgian Airways.
Авиакомпания Ellinair решила открыть рейс из Воронежа в Салоники с конца мая 2015 года. Среди европейских стран в летнем сезоне у российских туристов наиболее востребованным будет именно греческое направление, считает коммерческий директор Tez Tour Александр Буртин. По его словам,
Греция «имеет все шансы войти в тройку лидеров предстоящего сезона» вместе с Турцией и Египтом.
Усиливать присутствие в российских регионах попытается и испанский лоукостер Vueling. С конца июня бюджетный авиаперевозчик начнет летать из своего базового аэропорта в Барселоне помимо Москвы и Санкт-Петербурга в Краснодар, Казань и Самару. Может быть это смягчит негативный тренд, о котором недавно сообщило министерство туризма Испании. Согласно новым данным, количество российских туристов в Испании в первом квартале 2015 года сократилось на 24,9% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее, а в марте падение составило 33,9% год к году.
Кто-то приходит, кто-то уходит
Несмотря на появление новых направлений, общая тенденция на российском авиарынке негативная.
Пассажиропоток российских авиакомпаний по итогам первого квартала 2015 года уменьшился — впервые за шесть лет.
Спад составил 2,3% по сравнению с тем же периодом 2014 года и был вызван сокращением спроса на международные перевозки. Пассажиропоток по зарубежным направлениям понизился на 15,6%. Чуть сгладил показатели рост пассажиропотока на внутрироссийских направлениях: они выросли на 11,4%.
Экономический спад привел к массовому пересмотру полетных сеток у зарубежных авиакомпаний, рассчитывающих тарифы в иностранной валюте. На фоне кризиса рейсы из Москвы в Бангкок отменила Thai Airways. Израильская El Al отказалась от полетов из Санкт-Петербурга в Тель-Авив, французская Aigle Azur ушла с направления Москва — Париж. Дочерняя авиакомпания немецкого лоукостера AirBerlin, Niki, больше не выполняет рейсы из Москвы в Вену. С июня 2015 года приостанавливает полеты из Москвы в Гонконг авиакомпания Cathay Pacific Airways, объясняя свое решение «коммерческими причинами». С декабря прекратит свои полеты из Москвы в Нью-Йорк американская Delta Airlines. Это решение, правда, связано не столько с российским кризисом, сколько с общей сменой стратегии в авиакомпании и подорожавшим на мировых рынках долларом.
Другие перевозчики решили не отказываться от российского рынка, а сократить частоту полетов.
Такое решение приняли низкобюджетные Wizzair и EasyJet, а также авиакомпания SAS. Количество перелетов в Венгрию, Великобританию, Данию и Швецию было уменьшено. Сократить рейсы в Москву и уменьшить борт на направлении решил и арабский авиаперевозчик Etihad Airways.
Пересмотру в сторону сокращения были подвергнуты и чартерные программы многих крупных российских туроператоров. В частности, от рейсов на испанские острова Ибица и Тенерифе отказался туроператор TUI, сократили предложения из регионов в Испанию и в «Пегас Туристик».
Отдыху — быть
Сложившаяся в четвертом квартале 2014 года и первом квартале 2015 года ситуация на российском рынке авиаперевозок повергла многие компании в шок. Теперь некоторые из них чувствуют, что ситуация стабилизируется, и ждут возобновления спроса на международные рейсы. Однако их оптимизм несколько преувеличен, уверен глава авиационного портала «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Судя по тому, что иностранные авиакомпании решили усилить свое присутствие именно в российских регионах, они видят там перспективу развития. Региональные аэропорты для увеличения частотности полетов предлагают перевозчикам существенные скидки. Тот факт, что основная масса международных перевозок сконцентрирована в аэропортах Москвы, дает основание иностранным авиакомпаниям надеяться на то, что их предложения в регионах будут востребованы.
Но, несмотря на укрепление рубля, ожидать возобновления спроса на международные перелеты в текущем и следующем году вряд ли стоит, предупреждает аналитик.
Возможно, после летнего всплеска спроса на международные перевозки зимой открытые направления придется свернуть из-за низкой заполняемости бортов. Подтвердятся ли оптимистичные надежды авиаперевозчиков или нет, покажет время, отмечает Пантелеев.