Самопровозглашенная Донецкая народная республика готова самостоятельно оплачивать российский газ. Об этом заявил в четверг полпред ДНР в контактной группе Денис Пушилин. Он указал: Киев продолжает заявлять, что ДНР является украинской территорией.
Но в этом случае Украина должна выполнять обязательства по газовым платежам. «Если нет, тогда Киев таким образом признает, что ДНР — независимая республика», — подчеркнул Пушилин.
Полпред ДНР напомнил, что согласно минским договоренностям экономические вопросы должны решаться в рамках рабочих групп, однако их регламент до сих пор не определен.
«Нафтогаз Украины» между тем отказывается признавать и оплачивать поставки «Газпрома» на юго-восток страны. Глава российской монополии Алексей Миллер ранее заявлял, что на 21 апреля задолженность достигла $174,2 млн.
Киев, в свою очередь, утверждает, что ведет собственные поставки в Донбасс. Ранее в апреле украинский премьер-министр Арсений Яценюк говорил, что общая задолженность по поставкам газа и электроэнергии достигла $1 млрд. Однако Пушилин в среду заявлял, что поставки газа были прекращены Украиной 19 февраля — якобы в связи с аварией из-за боевых действий — и до сих пор не возобновились.
В сложившейся ситуации, по словам Пушилина, ДНР способна сама оплачивать потребляемый газ. «Предприятия открываются, налоги поступают», — пояснил полпред Донецкой республики.
Глава «Газпрома» Алексей Миллер в среду заявил, что вопрос оплаты «донбасского» газа должен стать предметом специальных переговоров.
«Думаем, что целесообразно рассмотреть возможность заключения отдельного прямого контракта «Газпрома» на поставку газа на юго-восток», — отметил Миллер.
Россия начала поставки газа в Донецкую и Луганскую области в феврале 2015 года после того, как Киев прекратил подачу. Представители ДНР и ЛНР заявляли, что сделано это было «варварски» — краны на магистральном газопроводе демонтировали так, что повторное их переключение стало невозможным. Председатель совета министров ЛНР Геннадий Цыпкалов тогда предупредил, что, если поставки газа не будут возобновлены в ближайшие часы, в регионе начнется «ледниковый период».
Однако вопрос с оплатой российского газа, поступающего в ДНР и ЛНР, так и не был решен. В начале марта пресс-секретарь президента РФ Владимира Путина Дмитрий Песков говорил, что Россия может рассмотреть вопрос бесплатных поставок газа в Донбасс. По его словам, энергетическая блокада самопровозглашенных республик со стороны Киева делает гуманитарную катастрофу в регионе «чудовищной».
Глава российского Минэнерго Александр Новак на прошлой неделе заявил, что Россия продолжает поставки на юго-восток Украины, суточный объем составляет 10 млн кубометров.
Учитывая цену (газ на Донбасс идет по украинской цене, которая со второго квартала составляет $247,18 за 1 тыс. кубов), суточное обеспечение Донбасса обходится России примерно в $2,47 млн.
Кстати, украинский министр энергетики Владимир Демчишин в среду заявил, что Киев также поставляет на юго-восток страны 10 млн кубов в сутки. По его словам, «Нафтогаз» и «Газпром» «не могут на технологическом уровне подтвердить, кто сколько поставляет».
Несмотря на заявления Пушилина, не очень понятно, где ДНР сможет взять почти $2,5 млн в день на оплату газа.
«Очевидно, что «живыми» деньгами республика заплатить не в состоянии — ДНР вообще сейчас готовится скорее к продолжению военных действий, нежели к восстановлению экономики, — говорит глава Фонда национальной экономической безопасности Константин Симонов. — Однако хотя бы частично ДНР может оплачивать газ путем бартерных сделок, обменивая его на уголь».
Глава ФНЭБ отметил, что даже в ходе военных действий отгрузка донбасского угля на Украину продолжалась, и эта схема может быть применена при расчетах за газ. Именно на юго-востоке Украины сосредоточены порядка 75% угольных промыслов страны. Правда, из-за военных действий многие из них были остановлены, кроме того, возникли проблемы с транспортировкой угля.
Профессор Высшей школы экономики политолог Николай Петров считает, что заявления о самостоятельной оплате российского газа со стороны ДНР являются скорее политическим демаршем.
«Таким образом проявляется усиливающаяся субъектность Донецкой народной республики, — поясняет политолог. — ДНР все больше отходит от Украины, которая не хочет оплачивать ей газ».