Венесуэла предлагает членам Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) удерживать мировые цены при помощи смешивания венесуэльской нефти с нефтью из Африки.
Глава венесуэльской госкомпании PDVSA Эулохио Дель Пино в ходе презентации ее стратегических планов рассказал, что PDVSA сейчас смешивает нафту, или легкую нефть, с тяжелой нефтью из региона Ла-Файа и полученную смесь поставляет на рынок. На встрече послов стран ОПЕК в Каракасе, состоявшейся 15 апреля, венесуэльцы предложили поступать аналогичным образом с легкой нефтью из Африки (Алжира, Нигерии, Анголы), а также из Омана.
По словам Дель Пино, эту нефть нужно везти в Венесуэлу, смешивать с местной и «идти на рынок вместе». «Это идеальное сотрудничество производителей нефти ОПЕК, — подчеркнул глава PDVSA. — Это поможет ценам на нефть».
Дель Пино также отметил, что в последние годы нефть из вышеперечисленных африканских стран на мировом рынке была замещена сырьем от производителей, не входящих в ОПЕК, в том числе и сланцевой нефтью из США. И странам ОПЕК, по словам Дель Пино, из-за этого приходится продавать свою нефть с дисконтом, что и стало одной из причин падение мировых котировок.
Нефть начала дешеветь еще в середине прошлого года (в июле баррель стоил около $110). Последние дни котировки демонстрируют некоторый подъем — баррель североморской нефти марки Brent (именно к ней привязана цена российской Urals) на лондонской бирже ICE утром в понедельник стоил $64,22, а американской WTI — $56,51. Однако ранее отмечались падения барреля ниже психологической отметки в $50. Кстати, в ноябре прошлого года ОПЕК отказалась сокращать добычу для поддержания мировых цен.
Венесуэльская нефть считается тяжелой — с более высоким содержанием серы, чем, например, у той же WTI. Кроме того, у нефти из Венесуэлы низкая плотность, то есть при переработке из нее получается меньше светлых нефтепродуктов (в первую очередь бензина).
Эксперты Thomson Reuters KORTES говорят, что в предлагаемой Венесуэлой схеме только один выгодоприобретатель — сама Венесуэла.
«Эта страна сейчас испытывает давление со стороны США в плане рынков реализации и цен на нефть, — поясняют в Thomson Reuters KORTES. — Тяжелая нефть нефтяных песков низкого качества, и Венесуэле приходится продавать ее с дисконтом, который она хочет снизить».
Смысла везти нефть из Африки сначала в Венесуэлу, там ее смешивать и уже из Венесуэлы поставлять на мировые рынки, по словам аналитиков Thomson Reuters KORTES, нет. «Нефть может блендироваться уже после доставки на рынок, например, Европы, непосредственно перед продажей, — говорят в Thomson Reuters KORTES. — Но африканским производителям это невыгодно, так как снизится качество их собственной нефти и, соответственно, увеличится скидка».
Завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов также отмечает, что в выигрыше будет только Венесуэла.
«Блендирование способно увеличить цену венесуэльской нефти на $2–3 за баррель, но не окажет влияния на мировые цены», — говорит эксперт.
При этом Агибалов указывает, что большинство НПЗ США (а именно туда Венесуэла преимущественно поставляет свою нефть) приспособлены для переработки именно тяжелой нефти. То есть при смешивании с легкой африканской нефтью может получиться так, что для смеси придется искать нового потребителя.
Впрочем, определенные бонусы страны Африки все же могут получить. По словам Сергея Агибалова, именно производители африканской легкой нефти сильно пострадали из-за «сланцевой революции» в США, значительно снизив свой экспорт в эту страну.
«Соответственно, блендинг позволяет африканцам вернуться на рынок США, а Венесуэле технологически обеспечивать поставки своей тяжелой нефти, — поясняет эксперт. — Но есть вопросы по затратам на логистику. Поэтому перспективы совместно отыграть часть американского рынка пока не очевидны».
Источник на российском нефтяном рынке отмечает, что предложение Венесуэлы говорит о том, что сейчас на мировом рынке нефти нет равновесной цены, устраивающей и продавца и покупателя. Кстати, та же Венесуэла ранее заявляла, что необходимо добиваться возвращения цены в $100 за баррель, и обсуждала возможные действия по этому поводу с Ираном и Россией. Правда, конкретных договоренностей достигнуто не было.
«Рынок сейчас принадлежит потребителю, — говорит собеседник «Газеты.Ru». — Например, Китай в период низких цен накопил гигантские запасы нефти».
Однако заявления Венесуэлы, бюджет который на 50% зависит от нефтяных поступлений, говорят о том, что проекты по добыче трудноизвлекаемой нефти сейчас нерентабельны (речь идет не только о Венесуэле, но и о подобных проектах по всему миру). «Вкупе с сокращением «сланцевых» проектов в США, которое также вызвано низкими ценами, это приведет к сокращению производства нефти в мире, снижению предложения и росту цен», — поясняет источник.
По его словам, скачок нефтяных котировок ожидается в третьем квартале.