Насущный хлеб стал одной из главных тем «Прямой линии» с Владимиром Путиным. Население жаловалось на рост цен — система импортозамещения не работает, фрукты и овощи из попавших под эмбарго стран поступают на рынок России, но только стоят уже значительно дороже. «Продавцы знают эти польские яблоки в лицо», — пожаловался в SMS один из телезрителей. Фермеры из «разных регионов», напротив, просили не снимать продуктовое эмбарго, не пускать зарубежных конкурентов и обещали прокормить страну сами. «Если сейчас отменят (российское эмбарго. — «Газета.Ru»), то будет катастрофа», — говорилось в сообщении.
Путин считает, что рост внутреннего сельхозпроизводства «неизбежен», особенно при поддержке государства. «У нас был занят рынок для наших собственных сельхозпроизводителей внутри самой страны, внутри самой России, особенно после вступления нашей страны в ВТО, а теперь мы его очистили. Да, это имеет и негативные последствия с точки зрения вклада в инфляцию продовольственной товарной группы, это правда. И вот, действительно, здесь придется потерпеть», — предупредил Путин.
Статистика, которой Путин «скорее склонен доверять, чем не доверять», показывает, что пока до продовольственной безопасности еще далеко.
«По мясу удельный вес отечественной сельхозпродукции вырос на 5 п.п., с 77 до 82% (продовольственной безопасностью считается 90%. — «Газета.Ru»)», — рапортовал замминистра сельского хозяйства Дмитрий Юрьев на коллегии Минсельхоза в среду. Доля отечественного молока в общем объеме — 77,4% (данные по итогам 2014 года, рост на 0,8 п.п.).
Оптимистичны данные Минсельхоза и по производству молока.
«Удалось переломить ставший почти историческим отрицательный тренд в производстве молока: его объем по итогам 2014 года составил 30,8 млн тонн (в том числе 291,6 тыс. тонн в Крымском ФО), что впервые в новейшей истории России больше по сравнению с предыдущим годом», — заявил министр Николай Федоров.
Правда, именно «жидкого обработанного» молока, как уточняет Росстат, промышленность России произвела только 5,3 млн тонн, и это на 1% меньше, чем в 2013 году.
Рыбы и продуктов переработанных, в том числе консервов, было произведено на 4% меньше, чем в 2013 году.
Отечественное производство
По свежим данным Росстата, за первый квартал 2015 года производство мяса (все того же, «убойных животных») выросло на 16% по сравнению с первым кварталом 2014 года (всего 500 тыс. тонн). Рост производства колбасы скромнее – 1,5% (352 тыс. тонн). В молоке все наоборот – производство «жидкого обработанного» падает на 1,3% (1,4 млн тонн), молока и сливок «в твердых формах» (сухое) падает сразу на 18,5% (21,6 тыс. тонн), а производство сыров и сырных продуктов растет на 32% (132 тыс. тонн).
Производство сыров в России демонстрирует самый большой рост из всех продуктов питания, данные по которым приводит Росстат.
Сопоставимо — на 28% — увеличилось производство столовых вин, а также «овощей и грибов, консервированных с уксусом или уксусной кислотой». Российской рыбы (и консервов) в первом квартале произвели на 7,9% больше.
Снижается производство соков – падение в первом квартале на 18,1%; подсолнечного масла – на 4% и даже, немного, хлеба (изделия «недлительного хранения») – на 0,4%.
Замена импорта импортом
Из расчетов, подготовленных для «Газеты.Ru» московским Центром международной торговли (ЦМТ), видно, что если импорт из стран, не попавших под российские контрсанкции (а под них попали США, Канада, ЕС, Норвегия и Австралия), в 2014 году рос и замещал потери, то затем начал снижаться. (Расчеты производились по товарным группам. В них входят некоторые позиции, которые выведены из-под санкций)
Поставки сыра из не попавших под санкции стран в первое время, вероятно, благодаря Швейцарии, хоть как-то росли, хотя и не замещали выпавшие объемы. Но в 2015 году падают даже они.
Пока не удалось заместить и санкционные фрукты, и санкционные овощи. Падение поставок наблюдается по молоку.
Рубль сократил рацион
«Падение реального эффективного курса более чем на 15% и доходов повлияло на динамику импорта несопоставимо сильнее, чем ограничительные меры для импорта продовольствия (контрсанкции)», — комментирует руководитель группы исследований мировой экономики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Александр Апокин.
Скоро негативный эффект от ослабления рубля скажется и на отечественном производстве, об этом в том числе предупредил и глава Минсельхоза.
«Импортная составляющая по семенам, средствам защиты растений, запчастям для сельхозтехники значительная и серьезно напрягает аграриев. В инвестиционных проектах доля импортных комплектующих нередко достигает 60–90%,
— перечислил Федоров.
— При сложившейся макроэкономической ситуации затраты сельхозпроизводителей, связанные как с проведением сезонных полевых работ, так и реализацией инвестиционных проектов, заметно возросли, в ряде случаев в 1,5 раза, а то и больше».
Что до санкционных товаров, то, как отмечает эксперт, в приведенной статистике не видно, какой поток санкционных товаров все еще идет к нам через Белоруссию. «Совмещая отчетность Белстата со статистикой от ЦМТ, получим, например: в импорте рыбы до 15% составляла переработка рыбы из санкционных стран в РБ. Аналогично 200 млн дополнительного импорта сыров и творога из РБ за полгода — это частичное замещение европейских поставок», — говорит Апокин. Хотя отмечает, что сыры в России компенсировались за счет внутреннего производства.
«По мясу и мясным продуктам и рыбе потребление растет, и даже в 2009 году потребление по этим категориям сократилось всего на 2,7% и не изменилось, соответственно. Сокращение затронуло в основном импортируемую часть, и раньше, чем были введены контрсанкции: производство мяса во втором квартале 2014 года выросло почти на 25% после запрета Роспотребнадзора на импорт мяса из США и Австралии», — отмечает Апокин.
Люди действительно стали меньше покупать еды.
«Оборот розничной торговли продовольственными товарами начал существенно сокращаться еще с сентября, в новом году сокращение продолжается, составив уже 4,7%», — резюмирует эксперт ЦМАКП.
Итоги опроса исследовательского холдинга «Ромир», опубликованные в четверг, показывают, что россияне готовятся экономить на деликатесах (30% опрошенных), алкоголе и еде в целом (по 15%).