Авиакомпании озабочены сильным ростом тарифов и сборов в российских аэропортах. Комитет российской Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) по аэропортовому и наземному обслуживанию отмечает, что аэропорты активно повышают стоимость услуг для авиаперевозчиков и демонстрируют положительные финансовые результаты по итогам 2014 года, тогда как российские авиакомпании находятся под давлением экономического спада в стране.
АЭВТ намерена включиться в процесс согласования аэропортовых тарифов и сборов с Федеральной службой по тарифам (ФСТ), чтобы повлиять на динамику цен, а также разработать предложения для Минтранса.
За последние четыре месяца наблюдается усиление темпов роста тарифов и сборов в большинстве аэропортов, отмечают в пресс-службе авиакомпании «Сибирь» (S7). В компании считают, что необходимо ввести мораторий на рост аэропортовых услуг.
«Сибирь» выступает за заморозку как регулируемых тарифов, которые устанавливаются ФТС, так и нерегулируемых, устанавливающихся аэропортом.
В авиакомпании «Трансаэро» считают, что необходимо сохранить госрегулирование стоимости услуг, которые аэропорты предлагают перевозчикам, и напоминают, что сама авиакомпания уже пообещала не повышать тарифы на рейсы внутри России.
С похожей просьбой российские авиаперевозчики уже обращались к правительству страны. В феврале 2015 года АЭВТ отправила в кабмин письмо, подписанное представителями нескольких авиакомпаний, с просьбой заморозить текущие ставки аэропортовых сборов. Авторы письма также просили «обнулить» НДС в тарифах на внутренние авиаперевозки, ввести механизм компенсации процентных ставок по кредитам и возобновить предоставление госгарантий для поддержки авиаотрасли, пострадавшей от экономического спада.
Одно из требований авиаперевозчиков российское правительство частично выполнило: в начале апреля президент страны Владимир Путин подписал законопроект о снижении НДС на внутренние авиаперелеты с 18 до 10%.
Благодаря этому отрасль авиаперевозок сможет сэкономить около 20 млрд руб., считает президент АЭВТ Владимир Тасун. По подсчетам «Трансаэро», такое снижение позволит авиакомпании сэкономить около 2 млрд руб. Действие пониженного НДС было одобрено до конца 2017 года.
ФСТ сообщила «Газете.Ru», что пока не получала никаких обращений со стороны авиакомпаний по замораживанию роста аэропортовых сборов и тарифов.
В пресс-службе ведомства уточнили, что регулируемые сборы ограничены в росте уровнем инфляции и оплачиваются авиакомпаниями в рублях. По данным ФСТ, в 2014 году, по итогам которого сложилась инфляция на уровне 11,4%, регулируемые аэропортовые сборы и тарифы в среднем повысились на 5–7%. Например, сбор за взлет-посадку увеличился с 624,66 до 660,72 руб./т, сбор за обеспечение авиационной безопасности вырос с 325,47 до 344,41 руб./т, а тариф за обслуживание пассажиров на внутренних авиарейсах поднялся с 175,50 до 182,72 руб./пасс.
Воздушные гавани в выигрыше
Сами аэропорты тоже находятся в сложной ситуации. Лишь некоторые из них сообщают о росте прибыли. Например, об этом заявили международные аэропорты Перми (рост по итогам 2014 года на 11%), Хабаровска (6,7%), Бегишево в Татарстане (в 1,7 раза). Аэропорт Казани сумел выйти из убытков (прибыль 19,1 млн руб. по итогам 2014 года вместо убытков 414,7 млн руб. в 2013 году), так же как и Хакасский аэропорт в Абакане (впервые за 20 лет заявил о чистой прибыли).
Но чистый убыток московского аэропорта Шереметьево (занимает второе место по количеству обслуженных пассажиров) по итогам 2014 года вырос в 15,3 раза, до 15,9 млрд руб.
О резком сокращении прибыли — на 48,7% (до 191,4 млн против 392,6 млн руб. годом ранее) — заявил и международный аэропорт Ростова-на-Дону. Многие крупные воздушные хабы еще не опубликовали отчетность: например, московский аэропорт Домодедово, крупнейший в стране по количеству отправленных и принятых пассажиров (по итогам 2014 года — 33,04 млн человек), а также петербургский Пулково.
При этом аэропорты отрицают резкий рост тарифов на свои услуги. Пересмотр тарифных ставок ограничивается инфляцией, уточнили в пресс-службе Домодедово. Расчеты по некоторым сборам осуществляются в рублях по курсу евро на дату оказания услуги.
Менять свою ценовую тактику крупнейший воздушный хаб столицы не планирует, поскольку считает, что и так ведет гибкую тарифную политику с авиакомпаниями-партнерами.
Рост цен неизбежен
Аналитики авиационной отрасли не удивлены сообщениями об увеличении аэропортовых сборов. Часть расходов аэропорта номинирована в валюте: речь идет об издержках по приобретению иностранной техники и оборудования, объясняет научный сотрудник НИУ Высшая школа экономики Андрей Крамаренко. Вторым фактором, объясняющим увеличение сборов, он называет высокую ставку по кредитам.
Подавляющее большинство расходов аэропорта является постоянной величиной, не зависящей от пассажиропотока, поэтому в случае его сокращения и уменьшения количества взлетов и посадок аэропорту приходится корректировать тарифы, чтобы выйти за точку безубыточности. Помимо этого, неавиационные доходы аэропорта, не связанные с непосредственным предоставлением услуг авиакомпаниям, на фоне снижения покупательной способности населения тоже падают.
«Все это естественным образом ложится на себестоимость. Даже если сейчас это еще не отразилось на тарифах аэропортов, то в пределах года влияние будет заметно», — заключает Крамаренко.
Аэропортовые сборы и тарифы — одна из ключевых статей расходов у авиакомпаний. По данным Минэкономразвития, аэропортовые сборы вместе с наземным обслуживанием и аэронавигацией составляют 15,5–20,9% в расходах авиакомпаний.
«Если говорить о региональных авиакомпаниях, это может быть и первой статьей их расходов», — говорит главный редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Все это неизбежно скажется со временем на стоимости авиабилетов и приведет к их росту. «Если авиакомпании будут действовать по принципу «себестоимость + маржа», то объем перевозок значительно сократится, поскольку люди просто не потянут такие цены на билеты. Пока авиаперевозка продается ниже себестоимости», — заключает аналитик. В целом по отрасли авиакомпании работают себе в убыток, уточняет Пантелеев.