Крупнейший горно-металлургический холдинг Украины «Метинвест» Рината Ахметова объявил о дефолте. «Параллельно с сегодняшней публикацией финансовых результатов за 2014 год группа объявила о том, что она находится в состоянии дефолта», — говорится в официальном сообщении. Сейчас группа пытается перенести выплаты по облигациям со сроком погашения 20 мая 2015 года и общей стоимостью более $113 млн.
«Метинвест» — не единственная компания, которая стремится реструктуризировать свои обязательства.
Например, крупнейший энергохолдинг ДТЭК (подконтролен тому же Ринату Ахметову) надеется через три-шесть месяцев завершить переговоры с кредиторами о реструктуризации долга.
«Я надеюсь, что мы эти документы подпишем: мы не потеряли веру кредиторов к нам», — заявлял генеральный директор компании Максим Тимченко.
Госкомпании не справляются
Аналогичная ситуация и с квазисуверенными долгами, взятыми украинскими предприятиями под гарантии государства. Самый проблемный среди них — долг Укрэксимбанка, по которому 27 апреля надо выплатить $750 млн. Сейчас руководство банка просит кредиторов о двухмесячной отсрочке выплат. Но в преддверии заявления руководства банка международное рейтинговое агентство Fitch Ratings снизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента с СС до С.
«Понижение рейтингов отражает мнение Fitch, что дефолт Укрэксимбанка по его внешним долговым обязательствам теперь является неизбежным», — говорится в сообщении агентства.
Но украинские аналитики убеждают, что такой сценарий развития событий маловероятен, поскольку долги банка могут быть погашены за счет средств из бюджета.
Таким же образом наверняка поступят и с муниципальными облигациями Киева на сумму $250 млн, которые также необходимо погасить в этом году. Но такой сценарий возможен только в том случае, если городу не удастся договориться с кредиторами о рассрочке.
Более устойчивым выглядит Ощадбанк, выплаты по займам у которого должны начаться только в следующем году. Сейчас финансовое учреждение только рассматривает возможность реструктуризации, признался глава правления банка Андрей Пышный. «В данный момент мы такие переговоры не ведем. Мы для себя рассматриваем такую возможность, потому что понимаем, насколько важно государству выполнить те условия, которые были прописаны в меморандуме с МВФ. Мы чувствуем, в том числе и солидарную ответственность за это», — заявил он.
Сложная ситуация
Есть две основные причины, по которым частный сектор вынужден реструктуризировать свои обязательства, комментирует президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Первая из них — это резкое ухудшение финансового состояния украинских компаний, что связано с потерей предприятий на востоке страны, сокращением объемов экспорта в этом году на треть, девальвацией гривны и снижением покупательской способности населения. «У многих действительно нет денег, чтобы рассчитаться с кредиторами», — замечает он.
Но заплатить по счетам не могут и те компании, финансовое состояние которых позволяет это сделать, говорит Александр Охрименко. Причина — проблема с покупкой валюты.
«Сейчас на межбанке удовлетворяется только пятая часть от общего числа заявок. Но за счет таких жестких ограничений курс валюты не меняется», — замечает он.
Понятно, что купить доллары на черном рынке для этих целей невозможно: международные кредиторы будут шокированы, если украинские компании постараются рассчитаться с ними наличными, улыбается Охрименко.
Переговоры не будут простыми
В отличие от государственного долга, где министерство финансов хочет уменьшить тело кредита, условия по реструктуризации ценных бумаг частного сектора будут гораздо жестче, считает исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. Компании могут договориться об отсрочке выплат на два-три года, а также о снижении процентной ставки. «Но возвращать деньги придется в любом случае, и, к сожалению, решать вопрос придется за счет бюджета», — замечает инвестиционный аналитик крупной украинской компании, пожелавший остаться неназванным.
Далеко не все кредиторы готовы идти на уступки частному сектору, что связано с высокими рисками страны.
Страховка инвестиций в Украину сейчас достигает 45% от суммы.
Поэтому заемщикам для достижения своих целей придется идти на шантаж и угрожать банкротством, в результате чего потери кредиторов будут значительными. Но даже при таких условиях договориться удастся далеко не всем.
Олег Устенко считает, что в этом году на Украине неизбежны громкие банкротства.