Москва хочет привлечь китайских страховщиков к крупным инфраструктурным и энергетическим проектам на территории России. Такую возможность обсуждали российские и китайские представители на встрече в Пекине 2 апреля, рассказали «Газете.Ru» участники встречи и источники на рынке.
Со стороны российской делегации присутствовали представители ЦБ, Ростуризма, страховых компаний СОГАЗ, «Транснефть» и другие участники страхового рынка (список участников встречи и повестка есть в распоряжении «Газеты.Ru»).
Китайскую сторону представляли председатель китайской Комиссии по надзору за страховой деятельностью Чэнь Вэньхуэй, заместитель директора департамента международного сотрудничества комиссии Го Сюэянь, начальник отдела перестрахования департамента имущественных рисков комиссии Ван Сымяо и генеральный директор управления международного сотрудничества China Re Суй Лун.
По результатам встречи стороны договорились о намерении создать «совместную перестраховочную емкость в виде пула российских и китайских страховых компаний», а также предложить российским и китайским компаниям совместную страховую защиту страховых компаний двух стран (копия проекта решения рабочей группы есть у «Газеты.Ru»).
При этом достигнутые на встрече делегаций договоренности могут коснуться страхования и перестрахования самых разных объектов — от жизни туристов до нефтегазовых труб, включая проекты газопроводов «Сила Сибири» и «Турецкий поток», а также производство «Ямал СПГ».
Окончательное решение по результатам встречи будет оформлено до 12 апреля, однако вряд ли текущий промежуточный вариант претерпит существенные изменения, отметил источник, близкий к обсуждению.
Основными страховщиками и инвесторами большинства крупных инфраструктурных проектов до последнего времени выступали западные компании. По разным оценкам, доля международных компаний в перестраховании крупных отечественных проектов достигала 80–90%.
После охлаждения отношений между Россией и Западом, санкций с обеих сторон, а также понижения международных рейтингов России работа с западными страховыми компаниями стала затруднительной.
«Обычно страховые компании при перестраховке предпочитают клиентов с высоким рейтингом. Если этого нет, то страховщик или перестраховщик обычно отказывается от страхования в силу того, что он не уверен, что в случае необходимости получит возмещение», — поясняет «Газете.Ru» источник на страховом рынке.
«Однако текущий кредитный рейтинг России близок к мусорному, в результате западные страховые компании не хотят брать на себя такие риски и в ряде случаев отказывают россиянам в перестраховке. Рынок стал менее удобным, стал напряженным. Поэтому стали искать альтернативу», — говорит он.
Впрочем, Россия и Китай в перспективе могут снизить или вообще отказаться от рейтинговых требований при работе друг с другом.
К следующему заседанию, назначенному на начало лета 2015 года, стороны договорились проработать вопрос «снижения и устранения ограничений, возникающих из-за рейтинговых требований, предъявляемых регуляторами страховых рынков», говорится в проекте решения рабочей группы.
Не исключено, что для этих целей будет использоваться совместное российско-китайское рейтинговое агентство, сказал «Газете.Ru» руководитель делегации, заместитель руководителя Ростуризма Николай Королев.
Идет ли речь об агентстве United Credit Rating Group (UCRG), соглашение о создании которого было подписано между китайским рейтинговым агентством Dagong, американским Egan Jones Rating и российским «Рус Рейтингом» в 2012 году, чиновник не уточнил (ранее стало известно, что американский партнер может выйти из этого проекта).
Страховой рынок Китая — один из самых больших в мире по объему собираемых премий, на нем работают крупнейшие страховые компании. В их числе: China Life (с общим объемом активов $321 млрд), Ping An Insurance ($117 млрд), China Pacific Insurance ($117 млрд), New China Life Insurance ($92 млрд), Taikang Life Insurance ($71 млрд). Однако главным направлением их работы является страхование жизни, которое в Китае крайне популярно. К примеру, по данным China Daily, годовые взносы только по страхованию жизни на китайском рынке выросли с $10 млрд в 1999 году до $300 млрд в 2013-м. Почти все компании из китайского топ-10 работают с личным страхованием. Китайские перестраховочные компании намного меньше. Объем активов China Re — первого китайского и восьмого в мире перестраховщика по размеру страховых премий — составляет только $547 млн, сообщает The Wall Street Journal.
По оценке Aon Risk Solutions, перестраховочная емкость китайских компаний (без учета China Re) в 2013 году составила $2,8 млрд. По оценкам экспертов, перестраховочная емкость China Re — около $4 млрд.
Правда, какую именно перестраховочную емкость смогут предоставить китайские партнеры российским компаниям, пока неясно. «Конкретные цифры по перестраховочной емкости не были названы, но мы попросили китайских партнеров определиться с объемом для того, чтобы мы могли предлагать им проекты, в частности, в сфере ВПК, трубы», — рассказал Королев.
При этом, по словам чиновника, в ходе переговоров в Пекине стороны обсуждали возможность использования рубля и юаня, а не доллара в качестве валют в расчетах страховых компаний России и Китая.
Впрочем, отношения между российскими и китайскими страховщиками только выстраиваются, и ожидать быстрых результатов пока не стоит, отмечают участники встречи.
«Заседание было первым, установочным, с трудом согласовали даже саму повестку встречи. Гораздо более продуктивное обсуждение будет в июне, — рассказал «Газете.Ru» другой источник, знакомый с ходом совещания. — Много проектов буксует долго из-за того, что китайцы не уверены в результатах проекта, в исходе».
Главной проблемой остается привлечение китайских инвесторов и страховщиков в новые инфраструктурные и нефтегазовые проекты. До последнего времени китайские инвесторы не принимали активного участия во внутрироссийских проектах, а основными соинвесторами выступали американцы или европейцы.
«Что-либо страховать китайцы будут только в том случае, если там будут китайские подрядчики или соинвесторы. К примеру, «Силу Сибири» перестраховать можно прямо сейчас, — отмечает топ-менеджер страховой компании. — Если этого ничего нет, то страховать они вряд ли станут (например, в ситуации с тем же Керченским мостом), потому что там нет китайского интереса». Впрочем, сейчас в России идет государственная политика по активному привлечению китайцев в качестве соинвесторов, отмечает топ-менеджер, поэтому не исключено, что китайцы будут активно перестраховывать российские проекты, подытоживает он.