Торговля за наценку

Прошла первая рабочая встреча по поводу поправок в закон «О торговле»

Игорь Крымов
Правительство и ритейлеры провели первую встречу по вопросу изменений в законе «О торговле». Представители бизнес-сообщества восприняли предлагаемые новшества весьма негативно, однако и правительство, и бизнес сошлись во мнении, что необходимо существенно расширить полномочия ФАС.

По информации «Газеты.Ru», в среду у министра промышленности и торговли Дениса Мантурова прошла встреча депутатов и ритейлеров, где власть и бизнес договаривались о том, какие именно поправки нужно внести в закон «О торговле». Встреча прошла в весьма представительном составе. На ней присутствовали руководители ведущих сетей, ассоциаций производителей, а также депутаты Госдумы и Совета Федерации, являющиеся инициаторами поправок в закон «О торговле». Напомним, что группа депутатов во главе с председателем комитета ГД РФ по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой разработала проект поправок в закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» («О торговле»), который вступил в силу в 2010 году.

Основной смысл поправок заключается в том, что снижается размер ретро-бонуса, инструмента стимулирования продаж в отношениях между поставщиком и сетями (вознаграждение, которое поставщик выплачивает сети за объем, привязанное к товарообороту). Если сейчас он не может превышать на продовольственные товары 10% от суммы поставки, то согласно новой редакции закона его снизят до 3%, причем в него предлагают включать и маркетинговые затраты сетей, и логистические услуги, которые авторы проекта приравнивают к мероприятиям по продвижению товара.

Также ритейлеров и поставщиков в торговые сети собираются обязать уведомлять ФАС России и ее территориальные органы обо всех случаях заключения договоров поставки и иных соглашений, совокупный размер всех выплат по которым превышает 3% цены товаров.

За нарушение вышеперечисленных норм участники рынка могут быть оштрафованы на сумму от 2 млн до 5 млн рублей, а руководители торговых сетей могут быть дисквалифицированы. Кроме того, предлагается существенно снизить сроки, в течение которых сети рассчитываются за поставку товаров. За счет этих мер депутаты надеются сдержать рост цен на продовольствие и уменьшить инфляцию, которая, по прогнозам, может достигнуть в этом году 15%.

Представители бизнес-сообщества восприняли предлагаемые новшества весьма негативно. По их мнению, это, во-первых, приведет к сужению ассортимента, так как «значительно ограничит возможности торговых предприятий осуществлять расширение ассортимента товаров в своих магазинах и его планирование, если товар требует перемещения между регионами» (цитаты из юридического заключения сетевиков на законопроект).

Кроме того, возможен рост цен, потому как «торговые сети уже работают с весьма низким уровнем прибыльности и должны будут компенсировать выпадающие вознаграждения за счет увеличения торговой наценки». Пострадает, считают ритейлеры, и бизнес производителей: «ограничение стоимости услуг по продвижению товара существенно снизит спрос на новые продукты, которые выводятся на рынок».

Противоречия вышли на уровень правительства. В марте премьер Дмитрий Медведев поручил «утрясти» вопрос максимум до осени. «Есть поручение премьер-министра Медведева, которое он дал после мартовской встречи, в рамках которого профессиональное отраслевое сообщество, Межотраслевой экспертный совет и отраслевые союзы должны подготовить экспертную позицию, а также обсудить необходимые поправки в закон о торговле», — рассказал «Газете.Ru» председатель правления Национального союза производителей молока «Союзмолоко» Андрей Даниленко, который присутствовал на вчерашней встрече. В целом, считает он, производители поддерживают необходимость поправок, однако есть два вопроса, которые требуют более глубокого обсуждения — это судьба бонусов и время отсрочки платежей.

«На встрече депутаты изложили свою позицию, что поправки в действующий закон «О торговле» нужно вносить как можно быстрее, а сети (как федеральные, так и региональные) и представители ряда отраслевых ассоциаций производителей и поставщиков — свою — что лучше еще поработать над предлагаемыми поправками в рамках Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка (МЭС), — рассказывает другой участник встречи, глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. — Надо более детально и глубоко проанализировать последствия изменений в закон не только для поставщиков и розницы, но и для потребителей, постараться прийти к консенсусу по ряду сложных и неоднозначных вопросов, таких как, например, запрет или существенные ограничения маркетинговых услуг, сроки оплаты, возвраты товара и прочие. Важно, чтобы бизнес также позитивно воспринимал возможные изменения правил игры на рынке».

По его словам, все стороны сошлись на том, что действующий закон о торговле несовершенен и требует корректировки.

Участвовавший в совещании бизнес в лице как розничной торговли, так и производителей поддержал предложения депутатов, существенно расширяющие полномочия и повышающие роль ФАС, повышение административной ответственности за нарушение закона.

По этому вопросу есть консенсус между поставщиками и сетями, которые активно обсуждают предлагаемые поправки в рамках МЭС. «Разумеется, расширение полномочий ФАС должно сопровождаться более четкими формулировками статей закона, повышением профессионального уровня сотрудников службы, особенно в региональных управлениях, чтобы работа была эффективной и приводила к реальным результатам, а не смахивала на кампанейщину, что пока случается, особенно в последнее время в связи с объективным ростом цен на ряд продуктов», — добавляет Юшин.

Затронула вчерашняя дискуссия и главный камень преткновения — снижение размера ретро-бонуса. Сергей Юшин считает, что к этому вопросу нельзя применять «цифровой подход». «Поверьте, его снижение с 10 до 3% вовсе не будет означать автоматическое снижение цены на продукцию в магазинах, — говорит он. — Так же как и не гарантирует отсутствие фальшмаркетинга или иных ничем не оправданных поборов со стороны недобросовестных сетей». Обсуждалось, что поставщик может стимулировать и поощрять сеть через предоставление скидки и более низкой цены поставки товара. «Например, увеличил продажи — получи цену на рубль ниже. Предоставил услуги по продвижению товара — вот тебе еще скидка на два рубля. Государство будет четко понимать, как формируется цена по цепочке от производителя к потребителю, статистика торговли будет более открытой и прозрачной, не будет вводить регуляторов в заблуждение по поводу доходов по цепочке», — считает Юшин.

«Главный посыл возможных изменений в закон «О торговле» — это, на мой взгляд, развитие саморегулирования. Необходимо включить в закон нормы, касающиеся практики, которая уже наработана участниками рынка, в частности в рамках МЭС (Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка), где участвуют как поставщики, так и ритейлеры.

Необходимо дать межотраслевому органу либо Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров полномочия контроля за тем, насколько добросовестно участники рынка соблюдают принятые нормы, в случае нарушения данных норм данный орган сможет обращаться в ФАС для возбуждения административных дел», — резюмировал в разговоре с «Газетой.Ru» замглавы ФАС Андрей Кашеваров.

Представители экспертного сообщества, участвовавшие во встрече, достигли договоренности по срокам согласования компромиссной позиции, условившись завершить обсуждение до лета.