Индия впервые начала закупать сырую нефть для своих нефтехранилищ, сообщил во вторник Reuters со ссылкой на индийское торговое представительство. По данным источников агентства, индийский государственный переработчик Indian Oil Corp закупил 2 млн баррелей иракской нефти у китайского трейдера Unipec, и эти объемы будут направлены в стратегический резерв (SRP). Кроме того, индийские нефтеперерабатывающие компании IOC и Hindustan Petroleum Corp Ltd, также контролируемые государством, приобретут три крупных танкера для хранилища SRP Vizag в штате Анхра-Прадеш (юго-восток страны).
Пока объем закупок для Vizag составляет всего 8 млн баррелей (для сравнения — мировое производство нефти составляет около 90 млн баррелей в сутки), однако, по данным Reuters, уже в текущем году Индия может нарастить закупки нефти, так как заканчивается строительство двух SRP-хранилищ — в Падуре и Мангалоре (западное побережье). Их общая мощность составит 29,3 млн баррелей, строительство должно быть завершено к октябрю.
«Потребление в Индии составляет 3,5 млн баррелей в сутки, — рассказывает аналитик ФК «Уралсиб» Алексей Кокин. — Таким образом, для того, чтобы создать стратегический резерв нефти хотя бы на месяц, Индии потребуются хранилища мощностью более 100 млн баррелей».
Завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов отмечает, что Индия — один из крупнейших импортеров нефти в мире. Она уступает только США и Китаю, но уже обгоняет Японию и Южную Корею. Но у Индии специфическая модель нефтяной отрасли — являясь импортером сырья, эта страна делает ставку на переработку и направляет на экспорт уже нефтепродукты.
Новость о начале закупок нефти Индией подтверждает прогноз о росте цены на нефть в обозримом будущем, отмечает Агибалов.
Сейчас самое лучшее время для создания резервов, соглашается Алексей Кокин. «Конечно, в теории баррель может рухнуть и до $40, но ни одно правительство не будет всерьез рассчитывать на такие прогнозы и выжидать еще большего снижения цен, чтобы закупить нефть по дешевке», — говорит Кокин. По словам эксперта, сейчас цены на нефть близки к нижней границе, то есть изменяться они, вероятнее всего, будут вверх.
Нефть начала дешеветь с середины прошлого лета. Тогда баррель марки Brent стоил около $100, в то время как сейчас его цена составляет чуть выше $55, а американская WTI торгуется на уровне около $48 за баррель.
Причем именно сейчас нефтяные котировки снижаются на ожиданиях договоренностей Запада и Ирана по поводу санкций в отношении последнего. Если эмбарго на иранскую нефть будет отменено, Иран, помимо уже экспортируемых примерно 1 млн баррелей в сутки, может выпустить на рынок, по разным оценкам, 0,5–2 млн баррелей в сутки, что окажет дополнительное давление на нефть.
Индия, по словам Алексея Кокина, пока игрок не того масштаба, чтобы своими стратегическими запасами оказывать какое-то влияние на нефтяной рынок. Но и другие крупные игроки занимаются тем, что копят нефть, причем делают это уже долгое время.
Например, запасы нефти США растут уже 11 недель подряд и достигли максимума с 1982 года. По последним данным, опубликованным американским министерством энергетики, они составляют 466,7 млн баррелей. Кстати, именно рост американских запасов считается одним из основных факторов, тянущих мировые цены на нефть вниз. Правда, Америке скоро будет просто негде хранить нефть — в начале марта сообщалось, что американские хранилища заполнены на 70%.
Не отстает от Америки и Китай, который активно наполняет свои хранилища уже не первый год. Точные цифры не озвучиваются, но представитель китайской госкомпании Sinopec на прошлой неделе говорил, что коммерческие и стратегические запасы нефти в КНР почти достигли максимальных уровней. Исследовательская фирма ICIS-C1 Energy ранее опубликовала прогноз, согласно которому к середине 2015 года нефтяные резервы Китая достигнут 7 млн тонн (около 50 млн баррелей).
По словам руководителя отделения востоковедения Высшей школы экономики Алексея Маслова, основные всплески роста запасов нефти Китая пришлись на начало 2013-го и текущего годов.
«По долгосрочным договорам Китай сейчас получает нефть дороже, чем может купить на мировом рынке, так что китайцы стараются нефть «отложить», — рассказывает Маслов. — С другой стороны, энергетика является самой уязвимой точкой Китая, нынешние собственные проекты китайских компаний, которые покупают сразу скважины в таких странах, как Казахстан, Австралия, Канада, могут обеспечить только 30% потребностей страны, так что импорт приходится наращивать».