Владимир Путин в среду поддержал инициативы Минфина по деофшоризации экономики. Поправки в закон о контролируемых иностранных компаниях (КИК) коснутся чувствительных для бизнеса новаций: амнистии капитала, выведенного из офшора, и создания в России безотзывных трастов. Обе новации рассматриваются властями как часть большой кампании, которую эксперты называют «суверенизацией элит» и возвратом капиталов из офшоров на родину.
Власти предлагают бизнесу продекларировать все активы и раскрыть структуру владения через закон о КИК. Закон коснется тех бизнесменов, которые владеют более 10% уставного капитала контролируемой ими иностранной компании, не являющейся налоговым резидентом России. Согласно закону, если доля в иностранной компании составляет более 50%, а прибыль компании — более 50 млн руб., то предприниматель обязан уплатить налог на прибыль. Ставка налога для физлиц — 13% и 20% — для юридических лиц.
Закон о КИК был подписан президентом еще в ноябре прошлого года, но амнистировать выведенные из офшора капиталы пока еще нельзя, так как закон об амнистии не принят. Между тем уведомление о выходе из офшора предлагалось подать до 1 апреля.
В среду по настоянию бизнеса, в частности РСПП, Минфин предложил продлить срок подачи деклараций об активах с 1 апреля до 15 июня, и Путин это предложение поддержал. А саму декларацию предложено подавать до 31 декабря.
Бизнес, правда, рассчитывал на более длительные сроки прохождения непростой процедуры деофшоризации. Обсуждался срок до двух лет.
Зато глава Минфина Антон Силуанов заверил президента, что бизнесу не придется опасаться раскрытия информации о легализуемой собственности. Законопроект об амнистии капитала предусматривает строгие нормы о конфиденциальности предоставляемой информации, заявил министр финансов.
«На эту информацию будет распространяться режим налоговой тайны», — сказал Силуанов.
Он отметил, что эта информация не может быть использована в каких-либо разбирательствах, будь то уголовное, налоговое или административное. «Эта информация будет жестко и строго контролироваться и находиться под контролем налоговой службы», — сказал Силуанов.
<2>Об амнистии капиталов, возвращаемых на родину, Владимир Путин объявил в ежегодном послании Федеральному собранию в конце прошлого года. Он предложил не учинять допросы владельцам активов, выведенных на Запад, не выяснять их происхождение. Против такого подхода выступила FATF (Financial Action Task Force) — Международная организация по борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. Она пригрозила включением России в свой черный список и потребовала обязательного раскрытия происхождения средств.
Вторая новация, предложенная Минфином, — создание впервые в России безотзывного траста. «Мы вводим понятие безотзывного траста и освобождения от налога на нераспределенную прибыль учредителей траста, которые получат права распоряжения, управления имуществом этого траста и будут участвовать в получении соответствующих активов при ликвидации этого траста», — сказал Силуанов.
Он отметил, что это предложение исходило от бизнеса и правительство предлагает его учесть в поправках в законе о КИК. Путин одобрил и эту инициативу.
«Это трасты, в том числе так называемые безотзывные трасты: когда гражданин передает свое имущество, по сути, в управляющую компанию и с этого момента перестает быть собственником этого имущества», — пояснил глава государства.
Схема владения имуществом в виде безотзывного траста интересна не в последнюю очередь высокооплачиваемым чиновникам и депутатам. Она позволяет избегать конфликта интересов между госслужбой и бизнес-интересами. Имущество, первоначально принадлежащее учредителю, передается в доверительное распоряжение компании, но доход от управления имуществом получает бенефициар, который как бы не владеет активом, переданным в траст.
Путин также заявил, что принято решение не облагать дополнительными налогами работающие за границей российские компании, чтобы «не усложнять им жизнь там».
Готовящиеся новации представляют интерес и для крупного российского бизнеса, предпочитающего хранить свои активы в иностранных юрисдикциях. По версии журнала Forbes, в России проживает 88 долларовых миллиардеров. Суть траста в том, что имя управляющего трастом может быть известно, а имя бенефициара не разглашается. И эта норма защищена законом.
<3>Поправки в закон о КИК могут быть приняты уже в весеннюю сессию Госдумы, уточнил «Газете. Ru» министр экономического развития Алексей Улюкаев по завершении совещания в Кремле. Министр затруднился ответить на вопрос, будет ли этот закон способствовать снижению бегства капиталов из России. Но сказал, что введение безотзывного траста в России будет способствовать созданию благоприятных условий для бизнеса. «Если мы говорим о том, что наша юрисдикция должна быть привлекательной для бизнеса, для граждан, то эта юрисдикция должна предусматривать различные правовые конструкции», — сказал министр. Он добавил, что введение безотзывного траста коррелируется с амнистией капитала, поскольку многие из активов «находятся именно в фонде трастов за рубежом».
Ранее помощник президента Андрей Белоусов заявлял, что отток капитала из страны в текущем году вряд ли сменится притоком из-за амнистии капитала. «Это очень маловероятно», — считает Белоусов. Отток капитала из России в 2015 году может составить $100–110 млрд.
Премьер Дмитрий Медведев также признавал, что ждать мгновенного возвращения средств в Россию после амнистии капиталов не следует. И налогов с этого много не получишь. «Идея возврата денежных средств, идея возврата капитала нужна не столько для того, чтобы как можно больше денег получить, хотя это было бы неплохо, сколько для создания нормального инвестиционного климата», — говорил Медведев.
Экс-министр финансов, глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин не верит в эффективность амнистии капиталов. Об этом он говорил на презентации исследовательского отчета «Криминальная статистика — через открытость к управляемости». Когда климат ухудшается и доверия к правоохранительным органам нет, то даже те нормативные акты, которые как бы должны защитить «открывшихся» бизнесменов, не очень работают, считает Кудрин, не опровергая в целом полезность идеи амнистии капитала.
Минфин предложил одну из самых жестких разновидностей трастов — безотзывный. Бенефициар не сможет влиять на свои активы в течение времени, на которое заключен трастовый договор.
Причем договор о безотзывном трасте может быть заключен хоть на 99 лет и доходы от использования активов будут наследовать родственники бенефициара, а казна не будет в это время получать с актива по пониженной ставке, поясняет Николай Симоянов, эксперт KPMG.
«Но бизнесменам, которые согласятся передать в суверенный траст свои активы, нужно быть внимательным. Некоторые страны, которые борются с офшорами, вводят выходной налог. То есть по окончании срока траста, возможно, придется заплатить налог с дохода, который возник от использования актива», — предупреждает Симоянов.