Кризис отразится на экране

Российские телеканалы для борьбы с кризисом сокращают затраты на контент

Владимир Тодоров
Телеканалы вынуждены оптимизировать штат и сокращать затраты на контент из-за падения рекламных доходов. В результате зрители не увидят большого числа премьер и иностранных передач, уверены эксперты. Однако никто из них не может дать оценку дальнейшего падения рынка телерекламы, так что каналы к концу года могут столкнуться с недостатком контента.

Российские телеканалы вынуждены сокращать расходы на закупку эфирного контента и оптимизировать работу персонала, рассказали «Газете.Ru» эксперты отрасли и представители нескольких медиагрупп. Такими способами руководство каналов пытается компенсировать начавшееся еще осенью 2014 года падение рекламных доходов.

Объем рынка телерекламы по итогам 2014 года составил 159,8 млрд руб. (данные АКАР), однако позитивная динамика наблюдалась лишь в первые девять месяцев. Тогда на рекламу каналы потратили 112,6 млрд руб., или на 4% больше, чем годом ранее. В октябре рынок из-за общего кризиса в экономике и девальвации рубля серьезно просел, и годовой прирост в итоге составил лишь 2%. При этом источник в одном из рекламных селлеров рассказал «Газете.Ru», что в долларовом эквиваленте рынок телерекламы и вовсе сократился на 5–7%.

В таких неблагоприятных условиях каналы активно ищут способы сокращения расходов. В первую очередь на телевидении прошла массовая реорганизация и оптимизация персонала.

Так, «Газпром-Медиа Холдинг» принял решение о слиянии компаний «Ред Медиа» и «НТВ-Плюс». По словам источника в холдинге, из-за кризиса ВГТРК и «Ростелеком» отказались от приобретения «Ред Медиа», в результате чего руководство «Газпром-Медиа» приняло решение об объединении своих кабельных активов.

РБК-ТВ уже успел пострадать от сокращения персонала. По словам источника, близкого к руководству холдинга, на телеканале пришлось «оптимизировать» 5–6% штата. Получить оперативный комментарий у представителей РБК не удалось. В 2015 году около 7% сотрудников планирует сократить и «СТС-Медиа». Правда, в самом холдинге «Газете.Ru» пояснили, что это связано не с кризисом, а с централизацией функций в компании.

Большинство медиагрупп все же пошли по пути урезания расходов на контент. Именно так уже поступили или планируют поступить Первый канал, «СТС-Медиа» и входящие в «Газпром-Медиа» каналы НТВ и ТНТ.

Представитель Первого канала отказалась предоставить «Газете.Ru» информацию по сокращению средств на производство и закупку контента, однако ранее она сообщила прессе о снижении рублевых расходов на закупку контента на 15%.

Каналы СТС и СТС Love в 2014 году уменьшили затраты на контент на 11% в долларовом выражении, а в 2015 году планируют дальнейшее сокращение расходов за счет оптимизации закупок и потенциального роста доли российского контента.

Представитель НТВ рассказал «Газете.Ru», что руководство канала в 2015 году также планирует снизить закупочные цены на контент, однако пока непонятно на сколько.

Наконец, гендиректор группы ТНТ Игорь Мишин еще в конце декабря 2014 года сообщил ряду СМИ, что канал сократит затраты на производство контента на 20%.

«Объем рынка телерекламы в 2015 году при самых пессимистичных прогнозах рискует упасть на 40–50% в рублевом исчислении.

Это означает, что каналы будут и дальше экономить на производстве и приобретении контента. В первую очередь пострадают фильмы и передачи, идущие в утренние и дневные часы, ведь любой канал будет в первую очередь заботиться о качестве контента в прайм-тайм», — считает кино- и телепродюсер Александр Роднянский.

По его словам, каналы также снизят объем закупок зарубежного контента, поскольку цены на него с учетом девальвации рубля лишь продолжат возрастать.

«Серьезно уменьшится и число премьер, ведь каналы уже стали чаще использовать материалы из своих библиотек. А новые проекты, очевидно, получат куда меньшие производственные бюджеты и будут использовать не самых именитых актеров», — пояснил Роднянский «Газете.Ru».

Многие именитые актеры и режиссеры вовсе могут стать телевизионным проектам не по карману, поскольку предпочитают получать свои гонорары в долларах, а в случае успеха проекта еще и требовать существенной прибавки. А новые лица далеко не всегда приходятся по вкусу зрителям. В результате многие каналы могут свернуть запланированные проекты и предпочтут им повторы наиболее рейтинговых передач.

По подсчетам KVG Research, с началом телевизионного сезона-2014/15 семь крупнейших российских эфирных федеральных каналов показали почти 250 премьерных проектов, около 100 из которых стали новинками сезона. В производстве в 2014 году находилось еще более 750 фильмов и телесериалов. По мнению Роднянского, это позволит загрузить эфир до следующей осени, однако затем найти новый контент в условиях дальнейшего падения доходов каналов будет нелегко.

При этом сегодня эксперты даже отказываются оценивать, насколько просядет обеспечивающий телеканалам серьезную часть доходов рынок телерекламы.

Так, представитель Vi рассказал «Газете.Ru», что корректное прогнозирование в существующих реалиях просто-напросто невозможно. «Прогноз на весь наступивший год сделать невозможно, так как большинство рекламодателей перешли от годового горизонта планирования к гораздо более короткому — на квартал или даже месяц. Это значит, что ситуация может измениться в любой момент», — говорит директор департамента ТВ и контента J'son & Partners Consulting Дмитрий Колесов.

Однако источник на рынке сообщил «Газете.Ru», что в первом полугодии снижение затрат на телерекламу может достигнуть 15–17%. Кроме того, по телеканалам дополнительно ударит снижение числа годовых рекламных контрактов, которые у большинства из них формируют более 80% бюджета.

«Уже в октябре 2014 года 30–40% контрактов между рекламодателями и селлерами были квартальными или даже месячными. В 2015 году такие контракты будут в порядке вещей», — подытожил источник.

Проблем не смогут избежать даже сугубо новостные каналы. Так, главный редактор Russia Today Маргарита Симоньян рассказала «Газете.Ru», что затраты на контент и зарплаты сотрудникам занимают не больше пятой части от общего бюджета телеканала. «Однако около 60% всех средств уходит на распространение канала за рубежом, а это все валютные контракты. Так что мы прекратили абсолютно все закупки контента и в этом году будем работать на повторах», — подытожила она.