Украина готовится к массовой продаже украинских предприятий, заявила министр финансов Наталья Яресько. «Приватизация всего, что можно приватизировать, и планируем начать уже в этом году», — заявила она. Яресько добавила, что попутно Министерство экономического развития и торговли разрабатывает новые правила управления государственными предприятиями. Документ должен быть готов в течение полутора месяцев.
Такую стратегию поддерживает и президент Петр Порошенко. Глава государства уже дал поручение министру экономического развития Айварасу Абромавичусу инициировать обсуждение данного вопроса в Верховной раде. Порошенко также рассказал, что премьер-министр Италии Маттео Ренци заявил о готовности итальянских бизнесменов принять участие в приватизации инфраструктурных, энергетических, телекоммуникационных объектов.
«Это настоящая интеграция, когда к нам приходит бизнес, который платит налоги, работает честно и занимает прозрачную позицию», — заметил Петр Порошенко.
Убыточные активы
Несмотря на активные распродажи имущества, в стране осталось еще много госпредприятий. По данным Министерства экономического развития и торговли, сегодня на Украине зарегистрировано 3,37 тыс. предприятий с разными долями в государственной собственности. Из них функционирует только 1,92 тыс., а еще 265 сейчас находятся в процедуре банкротства. Около 60% из этих компаний — небольшие, а их оборот не превышает €1 млн в месяц.
По данным Айвараса Абромавичуса, на 20 крупнейших предприятий приходится 70% всего чистого дохода, который составляет 124 млрд грн. Большая же часть приносит убытки, поэтому их деятельность государству приходится дотировать из бюджета.
«Это разумный шаг — избавиться от неприбыльных компаний. Новые же собственники могут перестроить работу предприятия таким образом, чтобы оно приносило прибыль», — считает аналитик Eavex Capital Иван Дзвинка.
Финансовые показатели страны ухудшаются, поэтому Украине нужно находить новые источники поступления денег. Например, согласно правкам, внесенным в бюджет в этом году, инфляция в стране составит 26% (ранее планировалось 19,1%), а ВВП упадет на 5,5% (ранее предполагали — на 4–5%). Более того, правительство на 15% сократило выплаты работающим пенсионерам, что связано с нехваткой в пенсионном фонде 80 млрд грн. Рост поступлений от приватизации мог бы немного сгладить дефицит.
Если в прошлом году страна получила от продажи имущества 446 млн грн, что в 2,3 раза хуже по сравнению с предыдущим годом, то бюджетом на этот год предусмотрено выручить 17 млрд грн.
Такие значительные средства, по мнению правительства, поступят от продажи Одесского припортового завода и объектов в тепловой электроэнергетике.
Реальные планы
Аналитики полагают, что планы украинского правительства легко достижимы. О серьезности намерений свидетельствует тот факт, что кабинет министров уже подавал в Верховную раду подобный законопроект. Этим документом он планировал сократить с 1500 до 551 число объектов, не подлежащих приватизации. В частности, Украина не планировала отказаться от своих железных дорог, аэропортов, Ощадбанка и Укрэксимбанка, «Нафтогаза» и его дочерних предприятий, «Турбоатома» и пр. Но для принятия этого решения в начале января парламенту не хватило голосов. Сейчас, очевидно, этот вопрос будет вынесен на рассмотрение депутатов во второй раз. Шансы, что документ будет принят, довольно высокие. Украинское правительство уже имеет несколько прецедентов, когда нужный документ выносился на голосование по несколько раз.
Но даже при таком развитии событий распродать все украинские активы будет сложно: бизнесмены заинтересованы в получении контроля только над прибыльными объектами.
Причем большинством из них заинтересуется местный бизнес, считает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. «Цена на такие активы будет минимальна. На мой взгляд, государственный пакет акций в «Укрнафте» получат структуры, близкие к Игорю Коломойскому», — полагает эксперт.
Иностранные инвесторы пока не заинтересованы в покупке украинских активов из-за значительных рисков, считает Иван Дзвинка. Перемирие на востоке страны является хрупким, а потребительский спрос постоянно снижается. Именно поэтому сейчас не лучшее время для распродажи украинских предприятий, которые сегодня стоят значительно меньше, чем два года назад.